Екатерина Ржанова
Волонтерство как одно из средств эффективной социализации детей дошкольного возраста
ВОЛОНТЕРСТВО КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИОЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.» Д. С. Лихачев
Публикация «Волонтерство как одно из средств эффективной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Социализация – это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм общества. В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
Волонтёрство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей, и по возможности, помогать им. Волонтёрство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Педагогический коллектив нашего детского сада интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому наши задачи найти новые методы и формы организации работы с детьми. В настоящее время мы, воспитатели старшей группы, реализуем технологию эффективной социализации «Юные волонтеры - ДОБРЯТА», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим, помощь детям – инвалидам, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям.
Главной целью волонтёрского движения в детском саду является воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Для реализации данной технологии мы стремимся в каждый режимный момент, предоставлять детям возможность помочь или научить чему-то младших детей. Например, воспитанники старшей группы с удовольствием включают в сюжетно - ролевую игру малышей. Дети с удовольствием поддержали мое предложение о проведении концертов в других детских садах, перед детьми – инвалидами, перед работниками пожарной охраны, перед работниками соц. центра. С увлечением воспитанники старшей группы готовились к кукольному спектаклю «Колобок» и к поучительной сказке о маленьком ежике, а потом с удовольствием показали ее малышам детского сада. Также дети с радостью делали поделки и подарки для детей - инвалидов, для пожилых людей, для Татьян (к 25 января, для ветеранов, для работников соц. центра. Ребята и их родители активно участвовали в акциях «Подари игрушку больному ребенку», «Неделя добрых дел», «Подари книгу». Родители принимают активное участие : сочиняют стихи для концертов, изготавливают шумовые инструменты из подручных материалов, делают для детей кукольные театры. Всё это дает опыт совместных переживаний, как ребенка, так и взрослого; способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей. А детям нравится выступать в роли помощников. Тем более, это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Воспитанники получают внутреннее удовлетворение, чувствуют гордость за проделанную работу. Не ждут материального вознаграждения. В этом главная суть движения.
Т. ОБ. участие детей в волонтёрском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность; при этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям среди сверстников.
Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливают желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду. Поэтому инновационную технологию «Юные волонтёры - ДОБРЯТА» мы будем развивать, совершенствовать и в будущем, ведь это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе, то покивайте головой.
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными, то улыбнитесь.
Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку. А в завершении нам бы хотелось показать вам фильм о наших добрых делах. МИНИ_ КОНЦЕРТ.