МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей на тему «Функциональная музыка»

Светлана Николаевна Серикова
Консультация для педагогов и родителей на тему «Функциональная музыка»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Музыка прошлых лет, ныне звучащая как "автономная", изначально зачастую появлялась на свет именно как прикладная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение: используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения труда и т. д. Последнее справедливо даже для старинной музыки в аутентичном исполнении; что и говорить тогда о многочисленных современных обработках.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей на тему „Функциональная музыка“» размещена в разделах

"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй – для психолога. Каков собою феномен функциональности музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся. Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др., коммерческая (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения, терапевтическая, образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации представлений о функциях музыки, т. е. целях, с которыми она используется, выделяют несколько уровней ее воздействия на человека.

Биологический:

• смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений;

• влияние наразличные физиологические процессы (кровообращение, дызание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.);

• терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном из применении.

Психофизический:

• преодоление однообразия стимуляции органов чувств;

• повышение физической работоспособности;

• улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций;

• повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости;

• релаксация, ускорение засыпания.

Психологический:

• улучшение настроения, создание положительных эмоций;

• снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей

• изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в «другую реальность».

Ценностно-смысловой:

• воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм;

• формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности;

• развитие нравственных качеств человека.

Социально-психологический:

• улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма;

• сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений;

• влияние на поведение больших и малых групп.

Определив основные прикладные функции музыки, опишем основные сферы влияния, направления ее функционального действия.

Музыкальная терапия.

Рассмотрим лишь некоторые аспекты.

Нетрадиционная система постановки голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее воздействие. Его методика основана на восстановлении природной способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно громкий голос): применяются упражнения для формирования "малого дыхания" и улучшения соединения гортани с трахеей, т. к. звук голоса порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и выразительно, а как следствие - повышается коммуникабельность и уверенность в себе, а заодно - способность к релаксации, снятию лишнего напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка отдельным методикам "онтопсихологической" музыкальной терапии А. Менегетти: ". все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела. Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс, чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах. "

Метод музыкальной электростимуляции был предложен В. С. Тесленко. " Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод электродного лечения (электрофорез) и новый -. прослушивание музыки. На электроды подается электрический сигнал, преобразованный из звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного воздействия. А синхронное прослушивание этой же музыкальной композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает электродное воздействие известно множество заболеваний, которые он (такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией. "

Оригинальный метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние размышления о "цвете тональностей" А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера, автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным цветам (красному, желтому, зеленому, синему, а минор - дополнительным (фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору, который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания. По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то, во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план произведений - переходы из одной тональности в другую, часто имеющую "другой цвет". Кроме прочего, автор постулирует соответствие тональностей и цветов знакам Зодиака, "стихиям" (вода, воздух, огонь, земля, к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее произведение - ассоциированное с "его" цветом, "правильной" тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи квалифицированным музыкантом, то благотворный результат очень высоко вероятен.

Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее иммуно-стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть "правильной" для конкретного пациента, индивидуально подобранной. Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий (тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача, музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже) на такой показатель активности иммунной системы, как уровень иммуноглобулина "А"; значимое повышение его уровня достигалось только при звучании музыкальной программы Музак.

Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно подтверждается снижением содержания кортизола в слюне. Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и большей общительности пациентов.

В западных странах музыка также широко применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных - при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т. п. В учреждениях для престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным "фоном" показало, что меньше беспорядков происходило при звучании "кантри" и легкой электронной музыки, чем когда включался "тяжелый рок" и "рэп".

Музыкальная терапия показала определенную эффективность при лечении больных с инфарктом миокарда, т. к. "релаксирующая" музыка помогает снизить у них частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам, причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном биологическом уровне - снижения побочных эффектов химиотерапии - не обнаруживается.

Музыка в образовании и воспитании.

Многим, несомненно, знакома такая ситуация: ребенок, садясь за уроки, включает на едва переносимой громкости записи групп "Rammstein", "Slip knot", "Крематорий", "Король и шут" и разный прочий "хард", "панк" и "металл". Исследования убеждают, что иногда – можно учиться под подобную музыку, но лучше - не под "такое". Не впервой приходится слышать сетования и по поводу "пагубного" морального влияния некоторых жанров: некогда и джаз (теперь ставший почти элитарным искусством, прошедшим путь от дансингов и пивных до консерваторских залов) обвинялся в том, что он рука об руку с психоанализом низвел нравы людские в пучину "сексуальной революции".

В. В. Александрин говорит следующее: "коснемся опасности, которая подстерегает любителей современной музыки в ритме "дельта" (ритм "дельта-волн" головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии сна, глубокого транса, комы - М. Л.) - молодых людей, активно слушающих поп-музыку, рок и рэп. Ритм этой музыки (около 150 ударов в минуту) попадает в полосу "шаманских" частот (т. е. частоты ударов "магического" бубна, используемого шаманами разных народностей - М. Л., причем, в отличие от джаза или классической музыки, ритм этот акцентирован, очень громок и почти лишен вариаций, он как раз соответствует частоте эпилептиформных разрядов. Эпилептиформные разряды - это синхронная активность большой массы нервных клеток, модулированных по частоте 2-3 гц, то есть по частоте дельта-ритма. На дискотеках к музыке добавляется ритмичный танец и ритмичное же мигание ярких прожекторов в темноте - словом, налицо полный набор психотехнических приемов, вызывающих доминирование дельта-ритма в мозге танцующий на несколько часов погружает свой мозг в условия, способные вызвать искусственный малый эпилептический припадок, он может оставить после себя нехороший след в виде застревающего типа мышления с любой навязчивой мыслью, в том числе и о самоубийстве. Несколько исследований было специально посвящено вопросу о возможной связи прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее "проблемными" считаются жанры "рэп" и "хеви-метал". Так, у поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, сексу и антисоциальным поступкам. Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению оружия и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в места лишения свободы. Другими авторами изучалось влияние рэп-музыки на молодых мужчин - афроамериканцев. Три группы обследуемых просматривали различные видеозаписи, включавшие: рэп-музыку с темой насилия; рэп-музыку без темы насилия; видеозапись без музыки. Далее им предлагалось прочесть и обсудить два сюжета: о насильственных действиях в отношении мужчины и женщины; о молодом человеке, который собирается добиться успеха, упорно занимаясь учебой, тогда как его безработный приятель "чудесным" образом становится обладателем дорогих и красивых вещей - машины, одежды и т. п. результаты показали: 1). Просматривавшие видео с темой насилия выразили большее одобрение насильственных действий и готовность участвовать в них, причем особенно отличались одобрением насилия в отношении женщины; 2). Обе группы, просматривавшие запись с рэп-музыкой, выразили большее желание быть такими, как "материалистичный" молодой человек и были менее уверены в том, что учеба поможет другому юноше достичь его целей.

Исследователями оценивалось и влияние жанра "heavy metal" с сексуально-агрессивным содержанием на отношение молодых мужчин к женщинам, уровень сексуального возбуждения, а также одобрение насилия в отношении женщин. Испытуемые слушали три вида музыки: heavy metal сексуально-агрессивного и "христианского" подвида и легкую классическую музыку. Независимо от содержания текстов прослушивание "тяжело-металлической" музыки усиливает мужскую поло-ролевую стереотипизацию (культ "мужественности") и негативное отношение к женщине. Неожиданно обнаружилось, что уровень сексуального возбуждения больше повышает классическая музыка. Как оказалось, методологически выверенное исследование, не позволяетустановить однозначной связи между прослушиванием "heavy metal" и агрессивностью. Так, обнаружено влияние субъективных предпочтений слушающих: повышение уровня эмоции гнева при звучании этой музыки наблюдается только у тех, кто не является ее поклонником.

У несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают ее связь прослушивания с противоправным поведением. В исследовании, посвященном изучению связи между делинквентностью (склонностью к правонарушениям) и предпочтением стиля хэви-метал, получены неоднозначные результаты. Влияние этой музыки на делинквентное поведение наблюдается только в условиях низкой степени родительского контроля. Не обнаружилось связи предпочтения хэви-метал с наличием друзей-правонарушителей. Неожиданно оказалось, что ученики с более высокой успеваемостью чаще увлекались этой музыкой и оценивали сами себя как более делинквентных.

Для объяснения этих не всегда вполне согласующихся результатов применяют несколько теоретических моделей: во-первых, музыка, как мощное выразительное средство, дает выход переживаниям, позволяет, говоря технической метафорой, "выпустить пар", предотвратить эмоциональный "взрыв" (не стоит, однако, в этой связи забывать высказывания В. Франкла и других психологов, придерживавшихся гуманистической парадигмы, о том, что эмоции, как и прочие человеческие способности, "упражняются", и не через что иное, как способ выражения таковых); во вторых, она скорее служит "зеркалом души" тех, кто стремится ее слушать, чем сама по себе оказывает влияние; в-третьих, сколько-нибудь существенное вредоносное воздействие музыки возможно только при определенных дополнительных условиях - таких, как уже имеющееся негативное эмоциональное возбуждение.

Исследовалась также связь между пристрастием молодых людей к стилю хэви-метал и суицидальными склонностями. Поклонники этого стиля характеризовались меньшим жизнелюбием (особенно юноши) и большей частотой мыслей о самоубийстве (особенно девушки). При этом, учитывая, что у всех опрошенных музыка улучшает настроение, авторы заключают, что слушание "хэви-метал" вряд ли само по себе повышает суцидальный риск, однако может служить его индикатором. Социологическое исследование, проведенное в 50 американских штатах, показало положительную связь числа юношей-самоубийц с объемом подписки на журналы, посвященные субкультуре "хэви-метал". Вероятно, эта музыка, попадая на "благоприятную почву" имеющихся у тех или иных индивидов аутоагрессивных (саморазрушительных) наклонностей, именно у них с большей вероятностью становится пристрастием и, в свою очередь, способствует дальнейшему взращиванию склонности к суициду.

В исследовании В. Б. Поляковой было показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепьянных сонат В. -А. Моцарта способствует лучшему развитию пространственно-временных суждений у студентов колледжа, так что в обиход вошел даже термин "Моцарт-эффект". Правда, детальный анализ большого количества данных, собранных разными учеными, показал, что коэффициент интеллектуальности (IQ, в среднем, как известно, равный 100, с моцартовской помощью в среднем возрастает всего на 1,4, или 0,9 стандартного отклонения. Другой исследователь приходит к выводу, что "Моцарт-эффект" заключается большей частью только в совершенствовании одной специфической способности - мысленного вращения объектов.

В одном эксперименте детям 11-12 лет давались задания - запоминание текста и проективный тест на альтруизм в повседневных ситуациях - в тишине или под музыку, предварительно оцененную ими как "приятная-умиротворяющая" либо "неприятная-агрессивная". Обнаружилось значимое положительное влияние "приятной" музыки как на запоминание, так и на вероятность альтруистической реакции. Помимо этого выяснилось, что на скорость и качество чтения или выполнения логических умозаключений студентами музыкальное сопровождение не влияет, однако при "возбуждающей" музыке многие отмечают трудности сосредоточения. В письменных работах школьников 11-12 лет влияние музыки существенно проявляется не на базовых литературных навыках, а на творческих достоинствах сочинений, причем "волнующие" истории лучше пишутся под "успокаивающую" музыку.

Убедительные результаты получены при использовании оркестровых сочинений Моцарта в качестве музыкального фона при обучении детей "трудного" поведения. Заметно снизились агрессивность и непослушание, улучшилась координация движений при ручных работах; физиологические замеры показали также снижение температуры тела, пульса и т. д., что привело автора к выводу, что "моцартовский эффект" находится в тесной связи с выработкой эндорфинов, благодаря которым, говоря образно, таким детям гормоны не так сильно бьют в голову. Похожий результат - уменьшение агрессивности детей, сокращение избыточной активности (непоседливости, повышение доброжелательности и увеличение успехов в математике - получен и другим автором.

В Военно-инженерной Академии им. Ф. Э. Дзержинского в порядке эксперимента музыка включалась во время лекций по техническим дисциплинам. В результате повысилась удовлетворенность слушателей процессом занятий, им легче стало длительно поддерживать сосредоточенность, хотя значимого влияния на результаты учебы выявлено не было. Было показано, что в первые 1-2 занятия требуется некоторая адаптация к музыкальному фону.

В недавние годы был разработан цикл "Музыкальных тренингов личностной и творческой самореализации" для педагогов, психологов и музыкантов с целью решения некоторых проблем профессионального становления - самочувствия и саморегуляции, уверенности, преодоления сложностей в общении, личностного и профессионального самовыражения, мотивации к деятельности; применяемые методики включают слушание музыки, исполнение известных сочинений, импровизацию, "телесно-ориентированные" техники слушания "внутри себя".

Заключение.

Проведенный обзор позволяет заключить, что сегодняшняя ситуация в области функциональной музыки в нашей стране и за рубежом имеет более общего, нежели различного. Знакомая с детства нашему поколению формула "вперед, догоним США" и ныне относима к развитию функциональной музыки как культурного явления; но по некоторым направлениям, говоря строчкой Визбора, "мы впереди планеты всей". Конечно, как уже во всём повелось, быстрее прочего развивается то, что сулит скорейшие барыши: потому музыкальная терапия всех мастей и расцветает пышным цветом, не всегда принося добрый плод; в использовании же музыки на производстве наша страна, сделав стремительный скачок около 30 лет назад, теперь снова порядком отстает, а поставить на научную основу применение музыки в сфере потребления сильно мешает "тяжкое наследие прошлого".

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Цветотерапия детям» Знаете ли вы, что цвета по-разному влияют на наше эмоциональное и физическое состояние. С их помощью можно влиять на детей одевая их в одежду.

Консультация для педагогов и родителей «Здоровое питание»Консультация для педагогов и родителей «Здоровое питание» Консультация для родителей «Здоровое питание наших детей" Сегодня мы подняли, как нам кажется, очень важную тему: «Здоровое питание наших.

Консультация для педагогов «Музыка, как средство развития творческой индивидуальности ребенка» Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

Консультация для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования» Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного.

Консультация для педагогов на тему «Обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Консультация на тему: «Обучение решению задач детей.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей» Консультация для воспитателей Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Шихалева Н. С. «Проектная деятельность, как метод.

Консультация для родителей «Музыка и речь» Консультация для родителей «Музыка и речь» Музыкальный руководитель: Зайцева Светлана Валерьевна О целебной силе музыки свидетельствуют.

Консультация для родителей «Музыка на кухне» Окружающий нас мир состоит из звуков: громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Пусть музыка звучит» Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием.

Консультация для родителей «Музыка, как средство здоровьесбережения». Занятия музыкой способствуют общему развитию личности дошкольника. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей на тему «Функциональная музыка»
Опубликовано: 24 марта 2018 в 14:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей на тему «Функциональная музыка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Серикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД