Светлана Николаевна Серикова
Консультация для педагогов и родителей на тему «Функциональная музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Музыка прошлых лет, ныне звучащая как "автономная", изначально зачастую появлялась на свет именно как прикладная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение: используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения труда и т. д. Последнее справедливо даже для старинной музыки в аутентичном исполнении; что и говорить тогда о многочисленных современных обработках.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей на тему „Функциональная музыка“» размещена в разделах
"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй – для психолога. Каков собою феномен функциональности музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся. Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др., коммерческая (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения, терапевтическая, образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации представлений о функциях музыки, т. е. целях, с которыми она используется, выделяют несколько уровней ее воздействия на человека.
Биологический:
• смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений;
• влияние наразличные физиологические процессы (кровообращение, дызание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.);
• терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном из применении.
Психофизический:
• преодоление однообразия стимуляции органов чувств;
• повышение физической работоспособности;
• улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций;
• повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости;
• релаксация, ускорение засыпания.
Психологический:
• улучшение настроения, создание положительных эмоций;
• снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей
• изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в «другую реальность».
Ценностно-смысловой:
• воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм;
• формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности;
• развитие нравственных качеств человека.
Социально-психологический:
• улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма;
• сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений;
• влияние на поведение больших и малых групп.
Определив основные прикладные функции музыки, опишем основные сферы влияния, направления ее функционального действия.
Музыкальная терапия.
Рассмотрим лишь некоторые аспекты.
Нетрадиционная система постановки голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее воздействие. Его методика основана на восстановлении природной способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно громкий голос): применяются упражнения для формирования "малого дыхания" и улучшения соединения гортани с трахеей, т. к. звук голоса порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и выразительно, а как следствие - повышается коммуникабельность и уверенность в себе, а заодно - способность к релаксации, снятию лишнего напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка отдельным методикам "онтопсихологической" музыкальной терапии А. Менегетти: ". все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела. Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс, чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах. "
Метод музыкальной электростимуляции был предложен В. С. Тесленко. " Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод электродного лечения (электрофорез) и новый -. прослушивание музыки. На электроды подается электрический сигнал, преобразованный из звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного воздействия. А синхронное прослушивание этой же музыкальной композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает электродное воздействие известно множество заболеваний, которые он (такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией. "
Оригинальный метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние размышления о "цвете тональностей" А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера, автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным цветам (красному, желтому, зеленому, синему, а минор - дополнительным (фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору, который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания. По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то, во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план произведений - переходы из одной тональности в другую, часто имеющую "другой цвет". Кроме прочего, автор постулирует соответствие тональностей и цветов знакам Зодиака, "стихиям" (вода, воздух, огонь, земля, к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее произведение - ассоциированное с "его" цветом, "правильной" тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи квалифицированным музыкантом, то благотворный результат очень высоко вероятен.
Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее иммуно-стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть "правильной" для конкретного пациента, индивидуально подобранной. Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий (тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача, музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже) на такой показатель активности иммунной системы, как уровень иммуноглобулина "А"; значимое повышение его уровня достигалось только при звучании музыкальной программы Музак.
Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно подтверждается снижением содержания кортизола в слюне. Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и большей общительности пациентов.
В западных странах музыка также широко применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных - при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т. п. В учреждениях для престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным "фоном" показало, что меньше беспорядков происходило при звучании "кантри" и легкой электронной музыки, чем когда включался "тяжелый рок" и "рэп".
Музыкальная терапия показала определенную эффективность при лечении больных с инфарктом миокарда, т. к. "релаксирующая" музыка помогает снизить у них частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам, причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном биологическом уровне - снижения побочных эффектов химиотерапии - не обнаруживается.
Музыка в образовании и воспитании.
Многим, несомненно, знакома такая ситуация: ребенок, садясь за уроки, включает на едва переносимой громкости записи групп "Rammstein", "Slip knot", "Крематорий", "Король и шут" и разный прочий "хард", "панк" и "металл". Исследования убеждают, что иногда – можно учиться под подобную музыку, но лучше - не под "такое". Не впервой приходится слышать сетования и по поводу "пагубного" морального влияния некоторых жанров: некогда и джаз (теперь ставший почти элитарным искусством, прошедшим путь от дансингов и пивных до консерваторских залов) обвинялся в том, что он рука об руку с психоанализом низвел нравы людские в пучину "сексуальной революции".
В. В. Александрин говорит следующее: "коснемся опасности, которая подстерегает любителей современной музыки в ритме "дельта" (ритм "дельта-волн" головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии сна, глубокого транса, комы - М. Л.) - молодых людей, активно слушающих поп-музыку, рок и рэп. Ритм этой музыки (около 150 ударов в минуту) попадает в полосу "шаманских" частот (т. е. частоты ударов "магического" бубна, используемого шаманами разных народностей - М. Л., причем, в отличие от джаза или классической музыки, ритм этот акцентирован, очень громок и почти лишен вариаций, он как раз соответствует частоте эпилептиформных разрядов. Эпилептиформные разряды - это синхронная активность большой массы нервных клеток, модулированных по частоте 2-3 гц, то есть по частоте дельта-ритма. На дискотеках к музыке добавляется ритмичный танец и ритмичное же мигание ярких прожекторов в темноте - словом, налицо полный набор психотехнических приемов, вызывающих доминирование дельта-ритма в мозге танцующий на несколько часов погружает свой мозг в условия, способные вызвать искусственный малый эпилептический припадок, он может оставить после себя нехороший след в виде застревающего типа мышления с любой навязчивой мыслью, в том числе и о самоубийстве. Несколько исследований было специально посвящено вопросу о возможной связи прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее "проблемными" считаются жанры "рэп" и "хеви-метал". Так, у поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, сексу и антисоциальным поступкам. Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению оружия и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в места лишения свободы. Другими авторами изучалось влияние рэп-музыки на молодых мужчин - афроамериканцев. Три группы обследуемых просматривали различные видеозаписи, включавшие: рэп-музыку с темой насилия; рэп-музыку без темы насилия; видеозапись без музыки. Далее им предлагалось прочесть и обсудить два сюжета: о насильственных действиях в отношении мужчины и женщины; о молодом человеке, который собирается добиться успеха, упорно занимаясь учебой, тогда как его безработный приятель "чудесным" образом становится обладателем дорогих и красивых вещей - машины, одежды и т. п. результаты показали: 1). Просматривавшие видео с темой насилия выразили большее одобрение насильственных действий и готовность участвовать в них, причем особенно отличались одобрением насилия в отношении женщины; 2). Обе группы, просматривавшие запись с рэп-музыкой, выразили большее желание быть такими, как "материалистичный" молодой человек и были менее уверены в том, что учеба поможет другому юноше достичь его целей.
Исследователями оценивалось и влияние жанра "heavy metal" с сексуально-агрессивным содержанием на отношение молодых мужчин к женщинам, уровень сексуального возбуждения, а также одобрение насилия в отношении женщин. Испытуемые слушали три вида музыки: heavy metal сексуально-агрессивного и "христианского" подвида и легкую классическую музыку. Независимо от содержания текстов прослушивание "тяжело-металлической" музыки усиливает мужскую поло-ролевую стереотипизацию (культ "мужественности") и негативное отношение к женщине. Неожиданно обнаружилось, что уровень сексуального возбуждения больше повышает классическая музыка. Как оказалось, методологически выверенное исследование, не позволяетустановить однозначной связи между прослушиванием "heavy metal" и агрессивностью. Так, обнаружено влияние субъективных предпочтений слушающих: повышение уровня эмоции гнева при звучании этой музыки наблюдается только у тех, кто не является ее поклонником.
У несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают ее связь прослушивания с противоправным поведением. В исследовании, посвященном изучению связи между делинквентностью (склонностью к правонарушениям) и предпочтением стиля хэви-метал, получены неоднозначные результаты. Влияние этой музыки на делинквентное поведение наблюдается только в условиях низкой степени родительского контроля. Не обнаружилось связи предпочтения хэви-метал с наличием друзей-правонарушителей. Неожиданно оказалось, что ученики с более высокой успеваемостью чаще увлекались этой музыкой и оценивали сами себя как более делинквентных.
Для объяснения этих не всегда вполне согласующихся результатов применяют несколько теоретических моделей: во-первых, музыка, как мощное выразительное средство, дает выход переживаниям, позволяет, говоря технической метафорой, "выпустить пар", предотвратить эмоциональный "взрыв" (не стоит, однако, в этой связи забывать высказывания В. Франкла и других психологов, придерживавшихся гуманистической парадигмы, о том, что эмоции, как и прочие человеческие способности, "упражняются", и не через что иное, как способ выражения таковых); во вторых, она скорее служит "зеркалом души" тех, кто стремится ее слушать, чем сама по себе оказывает влияние; в-третьих, сколько-нибудь существенное вредоносное воздействие музыки возможно только при определенных дополнительных условиях - таких, как уже имеющееся негативное эмоциональное возбуждение.
Исследовалась также связь между пристрастием молодых людей к стилю хэви-метал и суицидальными склонностями. Поклонники этого стиля характеризовались меньшим жизнелюбием (особенно юноши) и большей частотой мыслей о самоубийстве (особенно девушки). При этом, учитывая, что у всех опрошенных музыка улучшает настроение, авторы заключают, что слушание "хэви-метал" вряд ли само по себе повышает суцидальный риск, однако может служить его индикатором. Социологическое исследование, проведенное в 50 американских штатах, показало положительную связь числа юношей-самоубийц с объемом подписки на журналы, посвященные субкультуре "хэви-метал". Вероятно, эта музыка, попадая на "благоприятную почву" имеющихся у тех или иных индивидов аутоагрессивных (саморазрушительных) наклонностей, именно у них с большей вероятностью становится пристрастием и, в свою очередь, способствует дальнейшему взращиванию склонности к суициду.
В исследовании В. Б. Поляковой было показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепьянных сонат В. -А. Моцарта способствует лучшему развитию пространственно-временных суждений у студентов колледжа, так что в обиход вошел даже термин "Моцарт-эффект". Правда, детальный анализ большого количества данных, собранных разными учеными, показал, что коэффициент интеллектуальности (IQ, в среднем, как известно, равный 100, с моцартовской помощью в среднем возрастает всего на 1,4, или 0,9 стандартного отклонения. Другой исследователь приходит к выводу, что "Моцарт-эффект" заключается большей частью только в совершенствовании одной специфической способности - мысленного вращения объектов.
В одном эксперименте детям 11-12 лет давались задания - запоминание текста и проективный тест на альтруизм в повседневных ситуациях - в тишине или под музыку, предварительно оцененную ими как "приятная-умиротворяющая" либо "неприятная-агрессивная". Обнаружилось значимое положительное влияние "приятной" музыки как на запоминание, так и на вероятность альтруистической реакции. Помимо этого выяснилось, что на скорость и качество чтения или выполнения логических умозаключений студентами музыкальное сопровождение не влияет, однако при "возбуждающей" музыке многие отмечают трудности сосредоточения. В письменных работах школьников 11-12 лет влияние музыки существенно проявляется не на базовых литературных навыках, а на творческих достоинствах сочинений, причем "волнующие" истории лучше пишутся под "успокаивающую" музыку.
Убедительные результаты получены при использовании оркестровых сочинений Моцарта в качестве музыкального фона при обучении детей "трудного" поведения. Заметно снизились агрессивность и непослушание, улучшилась координация движений при ручных работах; физиологические замеры показали также снижение температуры тела, пульса и т. д., что привело автора к выводу, что "моцартовский эффект" находится в тесной связи с выработкой эндорфинов, благодаря которым, говоря образно, таким детям гормоны не так сильно бьют в голову. Похожий результат - уменьшение агрессивности детей, сокращение избыточной активности (непоседливости, повышение доброжелательности и увеличение успехов в математике - получен и другим автором.
В Военно-инженерной Академии им. Ф. Э. Дзержинского в порядке эксперимента музыка включалась во время лекций по техническим дисциплинам. В результате повысилась удовлетворенность слушателей процессом занятий, им легче стало длительно поддерживать сосредоточенность, хотя значимого влияния на результаты учебы выявлено не было. Было показано, что в первые 1-2 занятия требуется некоторая адаптация к музыкальному фону.
В недавние годы был разработан цикл "Музыкальных тренингов личностной и творческой самореализации" для педагогов, психологов и музыкантов с целью решения некоторых проблем профессионального становления - самочувствия и саморегуляции, уверенности, преодоления сложностей в общении, личностного и профессионального самовыражения, мотивации к деятельности; применяемые методики включают слушание музыки, исполнение известных сочинений, импровизацию, "телесно-ориентированные" техники слушания "внутри себя".
Заключение.
Проведенный обзор позволяет заключить, что сегодняшняя ситуация в области функциональной музыки в нашей стране и за рубежом имеет более общего, нежели различного. Знакомая с детства нашему поколению формула "вперед, догоним США" и ныне относима к развитию функциональной музыки как культурного явления; но по некоторым направлениям, говоря строчкой Визбора, "мы впереди планеты всей". Конечно, как уже во всём повелось, быстрее прочего развивается то, что сулит скорейшие барыши: потому музыкальная терапия всех мастей и расцветает пышным цветом, не всегда принося добрый плод; в использовании же музыки на производстве наша страна, сделав стремительный скачок около 30 лет назад, теперь снова порядком отстает, а поставить на научную основу применение музыки в сфере потребления сильно мешает "тяжкое наследие прошлого".