Ольга Яковенко
Детская литература — своеобразная область общей литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература – своеобразная область общей литературы. Понятия «детская литература» и «круг детского чтения». Предмет, специфика, основные задачи детской литературы.
Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу
из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка» Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса
Публикация «Детская литература — своеобразная область общей литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
произведений: 1) непосредственно адресованные детям; 2) входящие в круг
детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес); 3) сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское
литературное творчество») Первая из этих групп чаще всего и имеется
в виду под словами «детская литература» – литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.
Можно сказать, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) детская
литература более консервативна, чем взрослая. Это объясняется ее
специфической основной функцией, выходящей за рамки художественного
творчества: формирование у ребенка первичного целостного образного
представления о мире (изначально эта функция осуществлялась через
фольклорные произведения). Будучи так близко связана с педагогикой, детская литература, казалось бы, несколько ограничена в области художественного поиска, поэтому часто и «отстает» от «взрослой» литературы или не полностью повторяет ее путь.
Но, с другой стороны, детскую литературу нельзя назвать художественно
неполноценной. К. Чуковский настаивал на том, что детское произведение
должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как
эстетическая ценность и детьми, и взрослыми.
Фактически, детская литература – это особый способ художественного
отображения мира. Функционально и генетически она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющими,
которые сохраняются даже в литературно-авторских произведениях.
Содержание детских произведений неизбежно соотносится с психологией
ребенка (иначе произведение просто не будет воспринято или даже повредит ребенку). По наблюдениям исследователей, «дети жаждут счастливой развязки», им необходимо ощущение гармонии, что отражается и на выстраивании картины мира в произведениях для детей.
Исследователи детской литературы отмечают близость детской
литературы к литературе массовой, что в первую очередь проявляется в
формировании жанровых канонов.
Еще одна особенность детских произведений – создаваемых для детей
взрослыми – наличие в них двух планов – «взрослого» и «детского», которые «перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста» Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров
детской литературы. Прозаические жанры трансформируются не только под влиянием сказки. Крупные эпические жанры «исторической и нравственносоциальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве.
Детские стихотворения, по мнению Чуковского, не следует перегружать эпитетами: ребенку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признается игровая подача поэзии, в том числе имеется в виду и игра звуков. Наконец, К. Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным детским песенкам и к стихотворству самих детей.
Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такой ее важной части, как
иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство
картинки и текста.
«Детская литература».
Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.
«Литература для детей».
Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.
«Круг детского чтения».
Включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка.