Анна Алексейчук
Логоритмика как часть целостного воспитательно-коррекционного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛОГОРИТМИКА, КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОГО
ВОСПИТАТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА»
Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедия — раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия.
Публикация «Логоритмика как часть целостного воспитательно-коррекционного процесса» размещена в разделах
На заре человеческой истории люди постигали секреты музыкального воздействия. Древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, эстетический вкус. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.
В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
В начале ХХ века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики», ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак –Далькроз. Позже в науке появился специальный термин — кинезитерапия (лечение движением). Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, — это движение, музыка и речь. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка, лексики, грамматики и фонетики, заикание, нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата и алалия (отсутствие речи).
Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели — расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.
Таким образом, логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов. Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Занятия по логоритмике могут проводить совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки. Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.
Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной.
Вне логоритмических занятий родители продолжают отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов и родителей, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.
Организация занятий логоритмикой требует от педагогов и родителей знания основ логопедии и желание помочь своим детям корректировать речевые нарушения.
Занятия логоритмикой – это непременно совместная работа музыкального руководителя, логопеда, воспитателя и родителей, которые ставят перед детьми различные задачи, но добиваются при этом общей цели.