Папки-передвижки

Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)

Ольга Дубинина
Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

филиал муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района в поселке Ларба

Доклад

«Адаптация детей в разновозрастной группе»

Подготовила:

Воспитатель Дубинина Ольга Владимировна

2020г.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.

Публикация «Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)» размещена в разделах

Сегодня я хочу Вам рассказать и обратить ваше внимание на важную проблему адаптации ребёнка в разновозрастной группе детского сада.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

Выделяется три особенности адаптации.

1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва - динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.

2 особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.

3 особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ на 5-7 сутки ребенок заболевает.

Адаптационный период можно разделить на несколько этапов.

1 этап подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задачи этого этапа- сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучать есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Необходимо обратить внимание на режим дня ребенка. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена - это, безусловно, дополнительный стресс. Родителям советуем заранее узнать режим детского сада и начинать его постепенно вводить дома, адаптировать к нему ребенка. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться. одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых.

Так же стоит выяснить у родителей, каков способ кормление и засыпания ребенка.

2 этап – основной. Главная задача данного этапа- создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателями доброжелательные отношения. Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Важно отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребность общения со сверстниками, она пока не сформировалось. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Попадая в разновозрастную группу, ребенок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети выполняют поручения воспитателя, занимаются, играют - то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или, когда чуть- чуть подрастет. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а также конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие – например: интересуется более сложными вопросами.

Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.

Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация детей к детскому саду. Ребенок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Постоянные контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими.

Такая форма организации детского коллектива: разновозрастной группы в повседневной жизни, гомогенные группы на занятиях, весь детский коллектив на прогулках и праздниках - является хорошей социальной школой.

В разновозрастной группе детского сада особую роль играет принцип ролевого участия. Так как старшие дети снимают с воспитателя различные функции,которые с успехом выполняют. При этом достигаются многие цели воспитания и развития: ребенок становиться субъектом своей деятельности, и не только объектом воздействия взрослого, так как он сам в границах своих полномочий определить цели и способы осуществления своих обязанностей.

Исполнение ролевых обязанностей требуется ответственности и одновременно формирует эту ответственность. Важнейшей задачей воспитания ребенка в ДОУ является формирование у него ответственности как качество личности.

С момента поступления ребёнка в группу воспитатели группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы.

Параметрами наблюдения являются следующие категории:

-эмоциональное состояние (настроение);

-аппетит во время завтрака, обеда, полдника;

-характер сна и длительность засыпания;

-проявления активности в игре;

-взаимоотношения с детьми и со взрослыми.

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 1 часа до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :

Легкая адаптация– поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца ребенок, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация– длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения.

Признаки, которые нам дадут понять, что ребёнок адаптировался успешно :

1. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2. Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Сформированы навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком и т. д., и вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Некоторые дети становятся “заторможенными”, а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц посещения садика (а то и раньше). Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

По результатам адаптации детей нашей группы выявлены следующие результаты:

На 2019-2020 учебный год списочный состав группы составляет 21 ребёнок. Дети от 1года 10 месяцев до 7 лет.

Из 21 ребёнка адаптировались 5 детей в возрасте : 1год 10месяцев, 2года, 3года и 6лет. Отмечаются наличие легкой, средней степени адаптации к детскому саду.

У детей старшего возраста и у трёхлетних деток адаптация проходила в средней степени, а у малышей - в легкой степени.

В активном взаимодействии с родителями воспитанников мы выполнили поставленную задачу.

Сейчас наши дети ходят в детский сад, с удовольствием. Растем, развиваемся, играем!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 15:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дубинина (УИ 1659076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД