Ольга Дубинина
Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
филиал муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района в поселке Ларба
Доклад
«Адаптация детей в разновозрастной группе»
Подготовила:
Воспитатель Дубинина Ольга Владимировна
2020г.
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.
Публикация «Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Сегодня я хочу Вам рассказать и обратить ваше внимание на важную проблему адаптации ребёнка в разновозрастной группе детского сада.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Выделяется три особенности адаптации.
1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва - динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.
2 особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.
3 особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ на 5-7 сутки ребенок заболевает.
Адаптационный период можно разделить на несколько этапов.
1 этап подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.
Задачи этого этапа- сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучать есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Необходимо обратить внимание на режим дня ребенка. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена - это, безусловно, дополнительный стресс. Родителям советуем заранее узнать режим детского сада и начинать его постепенно вводить дома, адаптировать к нему ребенка. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться. одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых.
Так же стоит выяснить у родителей, каков способ кормление и засыпания ребенка.
2 этап – основной. Главная задача данного этапа- создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателями доброжелательные отношения. Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.
Важно отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребность общения со сверстниками, она пока не сформировалось. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Попадая в разновозрастную группу, ребенок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети выполняют поручения воспитателя, занимаются, играют - то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или, когда чуть- чуть подрастет. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а также конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие – например: интересуется более сложными вопросами.
Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.
Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация детей к детскому саду. Ребенок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Постоянные контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими.
Такая форма организации детского коллектива: разновозрастной группы в повседневной жизни, гомогенные группы на занятиях, весь детский коллектив на прогулках и праздниках - является хорошей социальной школой.
В разновозрастной группе детского сада особую роль играет принцип ролевого участия. Так как старшие дети снимают с воспитателя различные функции,которые с успехом выполняют. При этом достигаются многие цели воспитания и развития: ребенок становиться субъектом своей деятельности, и не только объектом воздействия взрослого, так как он сам в границах своих полномочий определить цели и способы осуществления своих обязанностей.
Исполнение ролевых обязанностей требуется ответственности и одновременно формирует эту ответственность. Важнейшей задачей воспитания ребенка в ДОУ является формирование у него ответственности как качество личности.
С момента поступления ребёнка в группу воспитатели группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы.
Параметрами наблюдения являются следующие категории:
-эмоциональное состояние (настроение);
-аппетит во время завтрака, обеда, полдника;
-характер сна и длительность засыпания;
-проявления активности в игре;
-взаимоотношения с детьми и со взрослыми.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 1 часа до перехода на полный день.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :
Легкая адаптация– поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца ребенок, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация– длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения.
Признаки, которые нам дадут понять, что ребёнок адаптировался успешно :
1. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2. Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Сформированы навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком и т. д., и вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Некоторые дети становятся “заторможенными”, а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7. Сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц посещения садика (а то и раньше). Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.
По результатам адаптации детей нашей группы выявлены следующие результаты:
На 2019-2020 учебный год списочный состав группы составляет 21 ребёнок. Дети от 1года 10 месяцев до 7 лет.
Из 21 ребёнка адаптировались 5 детей в возрасте : 1год 10месяцев, 2года, 3года и 6лет. Отмечаются наличие легкой, средней степени адаптации к детскому саду.
У детей старшего возраста и у трёхлетних деток адаптация проходила в средней степени, а у малышей - в легкой степени.
В активном взаимодействии с родителями воспитанников мы выполнили поставленную задачу.
Сейчас наши дети ходят в детский сад, с удовольствием. Растем, развиваемся, играем!