Делкова Ирина
Совместная работа с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников
Без дружеского взаимодействия, без тонкого
взаимопонимания педагога и родителей,
детского сада и семьи невозможно счастье
ребенка, жизнь его может лишиться
радости, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Совместная работа с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт семейного чтения и т. д.
Чтобы родители стали нашими единомышленниками, мы в своем саду организовали разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входит:
Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Следуя правилу «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на40%, проделанное – на 70%», обязательно включаем в собрания фрагменты занятий с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей. Т. е. родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи.
Проводимые в группе мастер – классы для родителей дают возможность родителям научиться тем или иным видам ручного творчества (или вспомнить давно забытое). А затем мастерить вместе всей семьёй.
Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
Ещё одним способом общения воспитателя и родителей стало создание группы в социальной сети «В контакте». Там родители могут оставлять вопросы, сообщать какую – то информацию, общаться между собой, читать тематические статьи, получить ответы.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» .
В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. А такое спортивное мероприятие как «Папа, мама, я – спортивная семья» всегда проходит очень интересно и увлекательно. Родители с удовольствием принимают участие в этом мероприятии, так как это становится ещё одной возможностью побыть вместе всей семьёй.
Также вместе с родителями мы совершаем походы в лес, в зелёную зону нашего села. Это даёт ещё одну возможность побыть всей семьёй вместе и может быть станет чей – то семейной традицией.
Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др.
Особое место занимают выставки, проводимые в д/с. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек, укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. (выставки в группе «в контакте»)
В решении этой задачи помогают и фотовыставки («Моя семья», «У нас в селе» «Где мы бывали с семьей», «Как мы провели это лето»). Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями. (выставки в группе «в контакте»)
В детском саду проходят выставки из серии «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю. Родители с удовольствием принимали участие в выставках «Елочные игрушки», «Когда мама была маленькой».
Каждый год в нашем детском саду проходят природоохранные акции «Птичья столовая», «Дерево детства».
Готовясь к сегодняшнему выступлению я ознакомилась с опытом работы педагогов – воспитателей других детских садов и хочу поделиться с вами некоторыми интересными формами работы которые они используют в своей работе с родителями.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.
Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
В работе с родителями можно использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей :
• «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
• «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
• «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому можно проводить экскурсии-знакомства с профессиями родителей. Родители-экскурсоводы с увлечением расскажут о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.