Ирина Маматова
Доброжелательные технологии «План, дело, анализ»
Маматова Ирина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ д/с №71 г. Белгород
Литвинова Лидия Павловна
Воспитатель МБДОУ д/с №71 г. Белгород
Аннотация: Позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. Всвою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогических действий.
Ключевыеслова: Доброжелательные технологии, «План, дело, анализ», утренний круг, вечерний круг, дневной цикл.
Публикация «Доброжелательные технологии „План, дело, анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Известно, что обучение строится на основе единой программы общеразвивающей работы. Как целостная форма педагогической деятельности, обучение должно также опираться на индивидуальные особенности развития мышления детей (подростков, взрослых). Главная педагогическая задача – максимальная помощь в самореализации ребенка. Предоставлять детям возможность проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, стремиться к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом.
К сожалению, реализовать педагогическую деятельность как целостную систему не удается до сих пор. Сначала был «крен» в сторону уточнения содержания базовых (необходимых всем) знаний. При этом обучение шло по авторитарному типу. Индивидуальный подход сводился в основном к работе с отстающими детьми. Развивающий эффект при этом был снижен для всех. Позже материал для обучения все так же усложнялся, но возрастной и индивидуальный подходы были ориентированы в основном на «продвинутых» детей. Затем появились авторские программы, пособия, в ряде дошкольных учреждений было введено предметное обучение.
В современном мире невозможно работать, неменяясь самому как личности,и не меняя что–либо в своей работе, без постоянного саморазвития и самообразования. Мы стараемся идти в ногу со временем и в своей работе использовать актуальные на сегодняшний день инновационные «доброжелательные» технологии. Одной из таких технологий, применяемых в нашей практике, являетсятехнология «План-дело-анализ», (проект Л. В. Михайловой-Свирской). Эта технология была выбрана нами неслучайно, именно она помогает ребенку, содной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуальные – неповторимые черты. Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален, неможет быть двух одинаковых в системе обучения и развития детей. Каждый из них приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Технология «План-дело-анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активным и в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
Свою работу мы начали с анализа и пополнения РППС в группах, создалив «Центры активности», стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность. Организация не пересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутриигровой зоны, творческие, сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Для этого мы использовали карточки самоанализа. Анализ карточек позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогических действий. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду - в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами – посредством многофункциональных легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы, низкие устойчивые плоскости и др.).
Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.
Однако роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важное, но непосредственное участие в свободной игровой деятельности: побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации. Данную технологию мы называем «дневным циклом жизнедеятельности детей», так как состоит она из 3-х ёмких и достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются в течение всего дня и включает в себя:
«План» : «Утреннийгрупповойкруг» -накотором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерствипр.);
«Дело» : «Деятельность в центрах активности» - самостоятельная или совместная деятельность в центрах активности;
«Анализ» : «Вечерний круг» - на котором подводятся итоги.
Одним из главных элементов данной технологии является Утренний групповой круг, в наших группах он начинается со звона колокольчика. Дети берут подушечки, мы садимся в круг, беремся за руки и приветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно заруки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Желаем друг другу хорошего настроения и доброжелательного отношения. На детском совете дети делятся друг с другом знаниями, новостями.
Утренний групповой круг – беседа с детьми, в которой осуществляется планирование видов деятельности самими детьми (местаработы, материалов, партнёрства и пр., индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности в течение дня.
Мы обсуждаем такие правила как: неперебивать друг друга, слушать и слышать других, быть ответственным за свой выбор. Далее, наших воспитанников ждёт сюрпризный момент, который соответствует теменедели, а так же презентация «Центров активности».
Чем позитивнее организовано утро, тем продуктивнее пройдёт день. Для этого мы используем модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где можем узнать?». В начале мы предлагаем детям вспомнить тему недели ( например: «Моя семья»). Рассказываем детям, какие центры сегодня работают (искусства, конструирования, познавательно-исследовательской деятельности, а затем намечаем и записываем наши дальнейшие дела.
Например, какие интересные дела мы можем выполнить сегодня:
• В центре познавательно-исследовательской деятельности - приготовить из соленого теста пироги,
• В центре конструирования – построить дом из конструктора «Тико»,
• В центре изобразительного творчества – изготовить книжку–малышку,
• В центре физического развития – устроить игры-соревнования,
• В центре развивающих и сюжетно-ролевых игр – поиграть в настольные и дидактические игры, «Ателье», «Семья».
После того, как дети выбрали центр, они обозначают свое решение на доске которая называется «Паутинка», на ней обозначены все центры и количество детей, которое может находится в каждом центре сегодня. В результате у ребёнка остаё тся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность.
Затем дети расходятся по центрам, а мы наблюдаем за деятельностью детей в центрах активности или находимся в каком-нибудь центре, если требуется помощь воспитателя.
Вечерний круг (дети также берут подушечки, садятся на них) проводим после полдника, каждый день. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.
Все работы раскладываются в центре их мастеров–им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:
-Кто хочет рассказать о своей работе?
-Получилось ли у тебя, что ты задумал?
-Что вы хотели бы посоветовать тем, ктобудет работать в центре науки завтра?
Дети с интересом рассказывают о своих работах. Воспитатель радуется вместе с детьми их успехам, удивляется, восхищается. (Молодец! Здорово! Как это у тебя получилось! Кто тебе помогал). Мы подводим итоги дня, делимся впечатлениями, обсуждаем и планируем дела на следующий день.
Мы считаем, что применяемая нами доброжелательная технология - «План, дело, анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности. Дети сами могут далать выбор в рамках темы недели, самостоятельно определять последовательность и продолжительность выполнения выбранной деятельности, реализовать свои интересы и потребности в общении, игре идругих видах деятельности, самостоятельно принимая решение об участи или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
Списоклитературы
1. Свирская Л. В. Методика педагогических наблюдений/Издательство «ЛИНКА–ПРЕСС», 2010. -142с.
2. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работнико в дошкольных образовательных учреждений/М. : Обруч, 2011. с. 240
3. 3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная лит-ра, 2005.