Екатерина Чабан
Дневник по самообразованию «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 144»
Кировского района г. Саратова
ДНЕВНИК
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2020-2021 учебный год
Чабан Екатерины Анатольевны
воспитателя средней группы «Истландия»
Тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
___
Публикация «Дневник по самообразованию „Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
(НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ)
___
(ОКОНЧАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ)
г. Саратов 2020
I. Общие сведения
1. Ф. И. О. педагога Чабан Екатерина Анатольевна
2. Должность воспитатель
3. Образование высшее
4. Курсы повышения квалификации КПК в ЧОУ ДПО «Учебный центр «Ресурс» г. Балаково по программе «Деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС ДО» - 120 часов, август 2020 г.
5. Квалификационная категория, дата присвоения___
___
6. Общий стаж работы 11 лет
7. Педагогический стаж 6 лет
8. Педагогическое кредо «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.» В. Г. Белинский
II. Содержание
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж и просто. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
ЦЕЛЬ
Определить возможности использования нетрадиционных техник рисования и их влияние на развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
-Осуществить подбор методик для выявления уровня развития творческих способностей в среднем дошкольном возрасте;
-Выявить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
-Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Ожидаемые результаты:
- Овладение детьми среднего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования;
- Сформированность у них творческих способностей;
- Сформированность умения пользоваться различными изобразительными материалами;
- Усвоение детьми различных изобразительных техник и приемов;
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
III. План реализации научно-методической темы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
№ п/п Форма работы Содержание Срок Результат
1 Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь Найдена и отобрана необходимая информация и наглядный материал
2 Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные техники
рисования» Подборка необходимой информации и наглядного материала Сентябрь Найдена и отобрана необходимая информация и наглядный материал
3 Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ» Текстовый материал Сентябрь По итогам анкетирования были сделаны соответствующие выводы: что известно родителям о нетрадиционных техниках рисования и что нового они хотели бы узнать, нужно ли знакомить детей с этими техниками
4 Консультация для воспитателей:
«Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах ДОУ» Текстовый материал Октябрь Проведена консультация для воспитателей
5 «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». Вводное занятие для детей Знакомство с разнообразием нетрадиционных методов рисования Октябрь На первом занятии дети познакомились с основными техниками нетрадиционного рисования
6 Рисование пальчиками «Бусы для куклы» Цели:
1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.
2. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке. Октябрь Дети успешно освоили новую технику рисования – рисование пальчиками
7 Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Текстовый материал Октябрь Проведена консультация для родителей, отчет в Инстаграм
8 Кляксография «Вредные микробы» Цели:
• -Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
• -Развивать дыхательную систему, мелкую моторику, умение дорисовывать рисунок.
• -Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли. Октябрь Дети познакомились с новой техникой
9 Пальчиковое рисование.
Тема: «Мухомор — лекарство для животных». Цели:
1. Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
2. обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;
3. отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. Ноябрь Воспитанники продолжают знакомство с новой техникой рисования
10 Презентация: «Нетрадиционные техники рисования» Ноябрь Создание презентации для воспитателей и воспитанников
11 Рисование пластиковой вилкой «Лев» Цель:
1. Продолжать знакомить с нетрадиционно техникой рисования.
2. Развивать мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие.
3. Создать у детей радостное настроение.
4. Воспитывать аккуратность при работе с красками, желание помочь. Ноябрь Дети познакомились с новыми средствами рисования
12 Пополнение развивающей среды Оформление Центра ИЗО новыми средствами рисования Ноябрь Центр ИЗО пополнен
13 Рисование в технике НАБРЫЗГ «Салют» Цель: развивать воображение и интерес к художественному творчеству.
-Учить создавать красочную композицию;
-Совершенствовать технические навыки;
-Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. Ноябрь Дети познакомились с новой техникой рисования
14 Рисование методом тычка «Я слепил снеговика» Цель: познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции Декабрь Дети познакомились с новой техникой
15 Публикация в Инстаграм «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» Консультация для педагогов и родителей Декабрь Опубликовано 17.12.2020г.
16 Рисование пластиковой вилкой "Ветка ели" Цель:
- совершенствовать технические умения и навыки в рисовании разными материалами и предметами;
- расширять знания детей о нетрадиционных техниках рисования;
- показать детям возможность получения изображения елей с помощью отпечатков вилки;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику, координацию;
- воспитывать аккуратность, любознательность, интерес к нетрадиционным техникам рисования. Декабрь Воспитанники продолжили освоение новой техники рисования
17 Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».
Текстовый материал Декабрь Картотека оформлена
18 Памятка для педагогов «Как научить ребенка рисовать?» Текстовый материал Январь Оформлена памятка
19 Рисование ладошками «Крошки-осьминожки» Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
• Создать условие для экспериментирования с красками.
• Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони.
• Учить создавать выразительные образы морских существ.
• Развивать воображение, чувство формы, ритма, цвета.
• Воспитывать любознательность, самостоятельность. Январь Дети познакомились с новой техникой
20 Консультация для родителей «Зачем детям рисовать?» Текстовый материал Январь Проведена консультация для родителей
21 Рисование в технике ПЕЙЗАЖНАЯ МОНОТИПИЯ «Зимний лес» Цель: Познакомить с нетрадиционным способом изображения : монотипия пейзажная.
Задачи:
• Учить изображать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция);
• Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету;
• Закреплять умение планировать свою деятельность.
• Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук.
• Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в природе ;
• Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Январь Дети познакомились с новым способом рисования
22 Оформление папки-передвижки «Нетрадиционные формы рисования» Текстовый материал Февраль Папка-передвижка оформлена
23 Рисование ладошками и пальчиками «Петушок» Цель: формировать умения рисовать петушка нетрадиционными способами. Февраль Дети продолжили знакомство с новой техникой
24 Консультация для педагогов «Пальчиковое рисование, как один из видов нетрадиционного рисования» Текстовый материал Февраль Консультация проведена
25 Рисование солью «Сказочный лес» Цели:
Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев.
Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.
Продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «солью».
Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность. Февраль Дети познакомились с новой техникой
26 Рисование вилкой «Ежик на полянке» Цель:
- Познакомить детей с новой техникой рисования;
- Формировать умение передавать в рисунке образ ежа (форма тела, расположение частей, их величина);
- Развивать умение рисовать крупно;
-Совершенствовать навыки штриховки в одном направлении, умение смешивать цвета;
- Воспитывать желание рассказывать о своих рисунках. Март Дети продолжили знакомство с новой техникой рисования
27 Консультация для родителей «Правила рисования красками» Текстовый материал Март Консультация проведена
28 Рисование тычком «Грибы на опушке» Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём). Март Дети продолжили знакомство с новой техникой
29 Печать по трафарету «Собака» Цель: формирование и закреплять знаний детей об отличиях домашних и диких животных, о строении животных и пользе домашних животных. Март Дети познакомились с новой техникой
30 Папка-передвижка «Рисование по сырому фону» Наглядный и текстовый материал Апрель Папка-передвижка оформлена
31 Рисование в интегрированной технике (тычок, мятая бумага, сухой кистью) «Кошечка» Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Апрель Дети закрепили приёмы рисования
32 Рисование тычком «Одуванчики» Цели: Способствовать развитию бережного отношения к природе через продуктивную деятельность Апрель Дети закрепили приемы рисования
33 Выставка детских работ «Вернисаж» Май Проведена выставка работ
34 Мастер-класс «Увлекательное рисование методом тычка» Видеоролик Май Опубликовано в Инстаграм 11.05.2021
IV.Практическая реализация темы по самообразованию
№ п/п Форма
(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект, консультация в Инстаграм и др.) Тема Уровень
(внутри образовательного учреждения, муниципальный, областной, всероссийский) Дата
1 Публикация в Instagram «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» 17.12.2020
2 Публикация в Instagram Мастер-класс «Увлекательное рисование методом тычка» 11.05.2021
V. ПУБЛИКАЦИИ
НА САЙТЕ, В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, В ИНСТАГРАМ
№ п/п Название публикации Дата публикации Где опубликовано
1. «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» 17.12.2020 Instagram
2. Мастер-класс «Увлекательное рисование методом тычка» 11.05.2021 Instagram
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
ПРИЛОЖЕНИЯ