МААМ-картинки

Консультация «Для чего нужно учить ребенка одеваться»

Ольга Стасеева
Консультация «Для чего нужно учить ребенка одеваться»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятки лет очень многие родители, педагоги, психологи говорят о том, что для детей очень важно создавать условия для гармоничного развития с самого раннего возраста. И, вероятно, только очень ленивый родитель не интересовался вопросом, что же такое «раннее развитие» и как это работает.

И вот уже со всей страстностью некоторые родители обучают своих детей названиям букв и счету раньше, чем ребенок осваивает навык пользования горшком, а курсы по обучению родителей овладению методиками «раннего развития» на просторах интернета и детские развивающие центры с множеством пособий появляются как грибы после дождя, призывая родителей не упустить драгоценное время, ведь - «после трёх уже поздно». И, нет сомнения, что каждый заинтересованный взрослый хочет самым наилучшим образом создать условия для роста и развития малыша.

Публикация «Консультация „Для чего нужно учить ребенка одеваться“» размещена в разделах

Мнения по поводу необходимости специальных занятий и их полезности для малышей встречаются самые разные – от четко аргументированных в пользу раннего обучения с эмпирическими выкладками их полезности до прямо противоположных из серии «наши прабабки не мешали детям свободно расти и развиваться и нам не следует нагружать детей».

Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, и существовать не может, все дети разные. Однако хочется отметить, что при всей индивидуальности каждого ребёнка, конечно стоит учитывать и понятие сенситивных периодов для развития.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно

научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период,» — говорила Мария Монтессори. (Лит. : Montessori M. The secret of childhood. L., 1983; idem. The absorbent mind. N. Y., 1995.)

Л. С. Выготский связывал Сенситивный период с проблемой оптимальных сроков обучения и развития: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития» (Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 252).

Считается что возраст 2-3 года - это начало периода стремления к самостоятельности с выходом на пике к кризису трех лет «Я сам». И если умение пользоваться чашкой родители чаще всего поддерживают в детях, то вот стремления самостоятельно пользоваться ложкой и одеваться не всегда встречают поддержку у родителей. Почему? Да потому что это очень неудобно для нас, взрослых. К сожалению, намного проще накормить ребенка самому, чем после самостоятельных упражнений малыша с ложкой переодевать его и устраивать влажную уборку окружающего пространства. Намного быстрее одеть малыша самому и нестись в развивающий центр на занятия или бежать на прогулку по расписанию, чем терпеливо ждать пока ребенок сам старается справиться с неподдающимся носочком или сапожком. Очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. Начните сборы заранее, минут на 20, на больше вряд ли у какого ребенка хватит стремления и внимания к процессу одевания. Ну а если ваша команда справится быстрее, то вы получите приятный бонус неспешной десятиминутной прогулки.

Трудно переоценить важность периода стремления к самостоятельности. Вспомните счастливое выражение лица малыша, когда он горд тем что смог что-то сделать как мама, по- настоящему, будь то надетая набекрень шапка или папины ботинки, в которых ребенок вышлёпывает на обозрение родителя.

Одежду по размеру надевать намного сложнее. Помогите малышу, начните процесс. Покажите и поставьте ручки малыша в удобную позицию, но не лишайте его радости самостоятельного достижения. Ведь именно в этих моментах проявляются истоки желания уметь делать самому и появляется радость и гордость от «я смог, у меня получилось», закладывающие позитивную самооценку.

Конечно нужно постараться что бы узкий носок красовался на маленькой ступне. И маленькие пальчики рук не сразу начнут слушаться и умело оперировать с предметом одежды, а внимание отвлекают всевозможные звуки и другие сенсорные стимулы, но давайте попробуем ответить самим себе на вопрос – какой еще процесс взрослый может безопасно делегировать ребенку? Какой еще процесс с такой же периодичностью и ритмом повторяется в жизни ребенка? Каким образом формировать и развивать навык удержания внимания, навык манипуляции с предметами, объективно требующий постоянного расширения и усложнения?

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 156-157) Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Заметьте, что, начиная одеваться мы всегда завершаем процесс, и если, рисуя или играя, ребенок может и прерваться и переключиться (и это здорово для развития игровой или изобразительной, творческой деятельности, а окончание действия не всегда представлено в сознании ребенка или взрослого в завершенном образе, то процесс одевания всегда успешен, завершен и нагляден – мы не выходим на улицу раздетыми.

Создавая ребенку условия для формирования навыков самостоятельности конечно стоит учитывать актуальное состояние ребенка (да и взрослого в той же мере). Не следует стимулировать малыша и настаивать на самостоятельном процессе при снижении физиологических функций организма (не выспался, голоден, эмоционально нестабилен в данный конкретный момент). Никто лучше родителей не знает своего ребенка и не может прочувствовать ту тонкую грань, за которой начинается переутомление и негативное отношение ребенка к самостоятельному процессу. Давайте генерировать радостные эмоции от общения и развития, иначе интерес к деятельности быстро угаснет и вместо навыков самостоятельности мы рискуем начать формировать навык манипулирования взрослым при помощи слёз и истерик.

Бытует мнение, что с нежелания самостоятельно одеваться, начинает формироваться «неуважение, потребительское отношение к окружающим близким», что сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться. Мне кажется эта позиция не совсем верной, потому что в ребенке от природы заложено желание быть хорошим и быть похожим на своего близкого взрослого. Ведь и чуткости, и бережному отношению к людям дети учатся, копируя нас, взрослых.

Поступая в детское дошкольное учреждение, любой ребенок испытывает сильный стресс и то какими навыками он уже владеет может существенно облегчить адаптационный период в новой обстановке. Конечно чуткие воспитатели и помогут, и поддержат инициативу ребенка, но сформировать позитивное самоотношение (я могу, я умею) за несколько часов в детском саду очень сложно, особенно без опоры на заложенные родителями навыки.

Иногда встречаешься с мнением родителей, что «ребенок еще маленький и сам не способен, что самостоятельное одевание часто приводит к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить», но спросите себя - про детей эти высказывания или про что-то другое?

Отвечая на вопрос: нужно ли дополнительно развивать малыша в раннем возрасте или же ребенок от природы лучше ощущает, когда и какие способности и навыки востребованы течением жизни и их нужно тренировать – однозначного ответа нет. И каждый родитель отвечает на этот вопрос для себя сам. Но давайте будем внимательны и чутки по отношению к себе и своим детям. Давайте будем осознанны, радостны и здоровы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

Консультация «Как научить своё любимое чадо одеваться самостоятельно?» Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем учить его садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Памятка для родителей «Наказывая ребенка, нужно помнить!» Нет таких родителей, которые бы не хотели жить со своими детьми в полном взаимопонимании. Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать.

Рекомендации для родителей «Как учить ребенка» Когда ребенок начинает говорить, то вы должны ему помочь своими действиями. С первых дней, как только ребенок будет пытаться с вами говорить,.

Советы родителям «Учим ребенка одеваться и раздеваться» У многих родителей есть большая проблема – это научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для них проще и быстрее самому одеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Для чего нужно учить ребенка одеваться»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 01:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Для чего нужно учить ребенка одеваться»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Стасеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД