Юлия Побединская
Консультация «Дизартрия. Причины и ее формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением нервной системы.
При дизартрии происходит расстройство артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи. Ребенок говорит нечетко, смазано, голос слабый или резкий, дыхание нарушено, темп речи замедлен или ускорен, нет плавности.
Нарушение звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени. В легких случаях искажаются отдельные звуки, а в более тяжелых наблюдаются замена, пропуски, искажения звуков, а также страдают темп и выразительность.
Публикация «Консультация „Дизартрия, Причины и ее формы“» размещена в разделах
Причины дизартрии.
Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром.
• Генетическая патология;
• Внутриутробные инфекции;
• Конфликт по резус-фактору;
• Родовая черепно-мозговая травма;
• Травмы головы;
• Инфекционные заболевания в младенчестве.
Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, у детей с церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР) и олигофренией (умственная отсталость). Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.
Формы.
Псевдобульбарная.
Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, которые идут от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
Бывает спастической, паретической, а также смешанной. При спастической форме происходит повышение мышечного тонуса в артикуляционном аппарате, а при паретической форме происходит понижение тонуса.
В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса, укороченное дыхание, обильное слюноотделение.
У детей раннего возраста проявляется это тем, что возникают трудности в сосании, проглатывании пищи, постоянным слюноотделением, обеднением мимики. Дефект речевой функции выявляется после 2-3 лет в виде сложностей звукопроизношения. Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому словарному запасу, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.
Бульбарная.
Происходит утрата членораздельной речи вследствие расстройства иннервации артикуляционных органов при поражении VII, IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов.
Поражение лицевого (VII) нерва приводит к слабости мимической мускулатуры. При одностороннем поражении отмечается асимметрия лица.
Характерна невнятная упрощённая артикуляция. Смычные звуки и звук «р» заменяются щелевыми. Звонкие звуки отсутствуют, преобладают глухие. Ритм искажается, речь теряет выразительность, мелодичность, становится монотонной, смазанной, замедленной.
Экстрапирамидная (подкорковая).
Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
Экстрапирамидная дизартрия характеризуется постепенным затуханием речи в неясное бормотание.
Наблюдается тесная связь с психоэмоциональным состоянием ребенка. В спокойном состоянии он способен чётко произносить отдельные звуки, слова, фразы. Психологическое напряжение провоцирует тоническое сокращение артикуляционной мускулатуры и резкое затруднение речи. Выраженный тонический спазм сопровождается непроизвольным выкрикиванием звуков «кы», «гы». Речь становится монотонной, напряжённой, немодулированной, лишенной эмоционального оттенка.
Мозжечковая.
Связана с повреждением мозжечка.
Речь толчкообразная, смазанная, невнятная, замедленная. Возможно дрожание голоса при произнесении гласных. Отмечается трудность удержания артикуляционных поз, жевание ослаблено, мимика вялая.
Корковая.
Возникает в результате поражения коры головного мозга.
Ребенку трудно шевелить губами и языком. Характерно расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речи происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь становится смазанной и непонятной.