Светлана Панченко
Дистанционные образовательные технологии для участников образовательного процесса — преимущества и недостатки
Сегодня использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе – требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в профессиональном образовании. В настоящее время ДОТ используются в различных направлениях профессионального образования. Их внедрение в процесс обучения и переподготовки позволяет обучаемому получить необходимые знания и навыки без отрыва от работы и независимо от его местоположения. Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся. Чаще всего при реализации процесса дистанционного обучения используют специализированные платформы LMS (learning management system, мессенджеры с поддержкой голосовой и видео связи, облачные хранилища и сервисы.
Публикация «Дистанционные образовательные технологии для участников образовательного процесса — преимущества и недостатки» размещена в разделах
Этапы внедрения ДОТ:
- анализ материалов, касающихся создания и развития системы дистанционного обучения, изучение дистанционных образовательных технологий для внедрения элементов ДОТ в учебную деятельность;
- выбор платформы LMS для хранения учебных материалов, управления, управления полномочиями пользователей, контроля успеваемости;
- выбор вспомогательного программного обеспечения для обеспечения голосовой связи, совместного доступа к документам, хранения больших объемов информации;
- разработка требований к структуре и наполнению дистанционных курсов;
- обучение профессорско-преподавательского состава работе с выбранной LMS и вспомогательным программным обеспечением;
- наполнение контентом дистанционных курсов;
- регистрация пользователей и начало проведения обучения с использованием современных технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
LMS – это платформа для электронного обучения. Ключевые принципы ее работы кроются в самой аббревиатуре. Learning - обучение. С помощью LMS создается единая база электронных курсов и учебных материалов. Management – управление. Управлять в LMS можно курсами, а можно обучающимися. System – электронная система. LMS помогает автоматизировать монотонную работу: проверка тестов, сбор статистики и подготовка отчетов. Если обобщить, то система помогает создавать и хранить электронные курсы, обеспечивает обучающимся доступ к ним и помогает оценить результаты. Примеры: Moodle, Google, Classroom, Stepik.
Назначение мессенджеров с поддержкой Volp : это специальное программное обеспечение, которое используется для проведения телеконференций, обмена текстовыми и голосовыми сообщениями. Большинство мессенджеров поддерживает возможность осуществлять групповые звонки и обмен файлами. Примеры: Skype, Zoom, Viber.
Назначение облачных хранилищ и сервисов: это веб-ориентированное обеспечение, то есть программа, работающая в рамках веб-браузера без установки на компьютер пользователя. Облачные сервисы позволяют организовать доступ, хранение, совместную работу с различными типами файлов. Например, таблицами, текстовой информацией, хранить большие объемы данных. Примеры: Google drive b Google docs, Яндекс Диск, Облако Mail.ru.
Преимущества : наличие современного оборудования, широкого спектра программ, квалифицированных кадров для проведения занятий, внедрение практико-ориентированных технологий, внедрение ДОТ и электронного обучения, внедрение сетевой формы реализации программ. Это еще и демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т. д.
Нормативные документы, которые регулируют внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс :
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
2) Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 N2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Понятие дистанционных образовательных технологий раскрыто в законе «Об образовании в РФ» : дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Наряду с этими преимуществами и осознанной необходимостью следовать прогрессу, наблюдается определенная неготовность современных педагогов и обучающихся к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Даже существование в Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ специальных статей, посвященных дистанционному обучению, не решает данной проблемы. Чаще всего руководство образовательной организации игнорирует этапы проектирования учебного процесса, его методическое обеспечение, подготовку педагогических кадров, ограничиваясь оцифровкой готовых традиционных лекций и введением автоматизированной системы тестирования. Разумеется, говорить об эффективности дистанционного обучения в таких условиях невозможно. Освоение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий является одним из средств повышения квалификации педагогов. При использовании ДОТ в обучении у преподавателя совершенствуются навыки владения информационно-коммуникационными технологиями; умения организовать самостоятельную работу обучающихся; проектировать и проводить уроки в дистанционном режиме. Здесь важно поддержать энтузиазм «первопроходцев», которые, вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения. Как показывает опыт, более активно откликаются на новшества молодые специалисты и те педагоги, которые свободно используют ИКТ в профессиональной деятельности. Одно из важных составляющих дистанционного обучения – взаимодействие участников учебного процесса. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой. Это сотрудничество, а не передача знаний. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения : обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т. д. Приходится предотвращать и конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучающийся вовлекается в активную познавательную деятельность через обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские и проблемные методы. Опыт внедрения дистанционного обучения в ГБПОУ ВО «Калачевский аграрный техникум» позволяет выделить его преимущества :
- снижение материальных и временных затрат на проведение обучения (не требуется затрат на поездки к месту учебы как обучающихся, так и преподавателей);
- индивидуализация обучения (темп восприятия информации, выполнения заданий);
- участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
- возможность проводить обучение большого количества человек;
- повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек, профессиональных и научных баз данных и т. д. ;
- развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций, связанных с использованием ИКТ;
- организация обратной связи с обучающимися, оперативная корректировка учебного процесса;
- создание единой образовательной среды;
- удешевление компонентов учебного процесса. Достигается, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем жизни таких материалов.
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях при внедрении дистанционного обучения возникает необходимость организовать систематическую работу по повышению профессионального мастерства педагогов в области использования современных технологий обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Для проведения семинаров, консультаций могут быть использованы данные методические рекомендации.
В мировой практике давно существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных он-лайновых форумов, конференций. Немаловажен и тот факт, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий – это обучение, которое нацелено на решение целого ряда социальных вопросов, на увеличение доступности качественного образования для всех категорий жителей, независимо от их мобильности, подвижности и места проживания. В этом плане дистанционное обучение особенно актуально при организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
На сегодняшний день систему дистанционного обучения мы рассматриваем не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополнение к традиционной, позволяющее оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательных отношений.
Литература
1. Организационно-методические основы использования системы дистанционного обучения [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Скальсий, Е. А. Вострикова, Г. Г. Крылова и др. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2015. – 96 с.
2. Организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации [Текст] : информационный бюллетень / авт. -сост. Л. А. Богданова и др. ; под ред. Л. А. Богдановой. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2010. – 84 с.
3. Основы дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://distanceeducation.narod.ru/olderfiles/1/Chapter1.html, свободный.
4. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.distant.ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped.htm, свободный.