татьяна манянова
Семинар — практикум для родителей «Крупная польза мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей
«Крупная польза мелкой моторики».
«Ум ребенка находится на копчиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях. Задачи:
1. Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
2. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста;
3. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
4. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
Предварительная работа: подготовка выставки для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми);
Оборудование: выставка дидактических игр, сделанных своими руками;
«сухой бассейн» с разными наполнителями: крупа, зернобобовые; пуговицы, крышки основных цветов, листы белой бумаги, фломастеры, клубки ниток разной фактуры, яйца от киндер-сюрприза, коктейльные трубочки, пластмассовые стаканы, цветные макароны, шнурки для нанизывания, пуговицы, разноцветные прищепки, шаблоны для игр с прищепками, тесто для лепки, контейнер, песок, светильник, информационные буклеты, аудио-, видео-записи, проектор.
Участники: родители и воспитатель.
Ход встречи
1. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада приветствовать Вас на нашем семинаре-практикуме, который называется «Крупная польза мелкой моторики».
«Немного теории…»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
- Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Сегодня я хочу Вам предложить на минутку вернуться в детство, оставив за пределами этой комнаты все свои проблемы и обязательства. Станем ненадолго детьми беззаботными и умеющими видеть чудо в самых простых вещах.
Но прежде чем мы начнём, давайте поиграем в простую игру «Да-нет».
Я предлагаю ответить на мои вопросы «Да», если вы согласны, «Нет» если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)
В настоящее время в магазинах очень широкий выбор развивающих игр и, как показало, проведенное анкетирование многие у Вас есть. Что меня очень радует. А сегодня я хочу Вам показать, как способствовать развитию мелкой моторики, используя самые простые средства.
Практическая часть.
1. Первое средство развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Какие пальчиковые игры знаете Вы?
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
• снимает тревожность.
Правила выполнения гимнастики:
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
• Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.
Давайте вместе попробуем
Моя семья
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
2. Упражнение с родителями «Волшебные помощники».
Перед вами на столах лежат разнообразные материалы, которые есть в каждом доме. Посмотрите, пожалуйста, на них. Как вы считаете, можно ли их использовать в играх вместе с детьми?
Я предлагаю каждому родителю или в парах, выбирать предмет и рассказать, как его можно использовать. Какие игры можно придумать?
Родители делятся своими мнениями.
Вы все совершенно правы. Все эти материалы способствуют развитию мелкой моторики рук. Вот некоторые примеры игр.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы (дать ответ родителям).
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Но есть одно правило:
ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ СО ВЗРОСЛОГО.
Я думаю, у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).
Родитель показывает, как в домашних условиях можно сделать стол для рисования песком.
Все перечисленные развивающие игры широко применяются в играх с детьми в ДОУ. Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т. п.
Заключительная часть
Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы
можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.
Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Минута благодарности.
Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.