Светлана Викторовна Колосова
Деловая игра «Творческий педагог — творческий ребенок. Художественно-эстетическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно- эстетическому направлению
Задачи:
• установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;
• создание условий для профессионального самосовершенствования и само рефлексии педагогов;
• стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.
Контингент участников: участники деловой игры, педагоги всех возрастных групп.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Дошкольный возраст - наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. В детском саду ребенок может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал дошкольника.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Включение ребенка в творческую деятельность как можно более с раннего возраста. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
2. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность –эмоциональный комфорт в семье или коллективе. Атмосфера творческого поиска. Поддержание любых начинаний ребенка.
3. Развитие детей дошкольного возраста может проходить только в игровой форме. Занятия не должны превратиться в скучные уроки.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий их чередовании.
5. Регулярный и системный характер занятий.
6. Своевременная, но дозированная помощь при возникновении трудностей и тупиковых ситуациях.
7. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
Ход игры:
Не секрет, что творчество детей развивается лучше если его, окружают творческие взрослые. Поэтому я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть.
Испытание № 1 «Разминка»
1. Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
2. Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирование с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)
3. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
4. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разны художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
Испытание № 2 «Угадай-ка» - викторина по народным промыслам
Пришло время проверить ваши знания о народных промыслах.
Вопросы:
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (синий)
2. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов. (роспись)
3. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Филимоново, Дымково, Каргополья. (игрушки)
4. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
Испытание № 3 Искусствоведение
Испытание № 3 Поговорим о великих художниках.
Перед вами портреты великих художников. Внимание! Задание:
1 найти портрет художника Виктора Михайловича Васнецова - 1
2 найти портрет художника Ивана Ивановича Шишкина- 2
3 найти портрет художника Василий Иванович Суриков - 3
Испытание № 4 Обратимся к шедеврам этих великих людей.
Назовите автора и название картины.
1. Иван Иванович Шишкин - «Утро в сосновом лесу»
2. Валентин Александрович Серов - «Девочка с персиками»
1. Виктор Михайлович Васнецов «Аленушка»
2. Алексей Кондратьевич Саврасов - «Грачи прилетели»
2 часть
- Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите данное понятие?
Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.
Т – талант, терпение
В- восторг, великолепие
О- оригинальность, организованность
Р- развитие, результат, развития интуиция
Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность
Е- единство…
С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность
Т- труд, тандем
В- вспышка
О-осведомленность, откровенность
Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.
Совместными усилиями перед нами возникла целостная картина восприятия данного понятия.
А вот понятия из большого психологического словаря:
- Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
- Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.
- Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Испытание № 5 «Литературная гостиная»
Всем известно, что искусство, это не только изобразительное творчество, но и великая литература. Обратимся к ней.
Задание 1 Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Что за чудо-девочка в том цветке жила?
(Х. К. Андерсен. «Дюймовочка».)
2. У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный?
(А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)
Испытание № 6 «Музыкальное».
Ну и конечно же какое искусство без музыки.
Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
слайд (жанры музыки)
Задание 1 «Вопрос – ответ»
1. Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
2. Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
3. Что такое серенада? (Изначально это песня, исполняемая для возлюбленной обычно в вечернее или ночное время и часто под ее окном.
4. Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
Вы прошли все испытания, у каждой команды получилось свое оригинальное здание для детского сада. Вы достойны работать в детском саду искусств.
3 часть заключительная
Упражнение «Пожелания»
Я желаю Вам успехов в творчестве, ведь у творческого педагога - творческий ребенок!