Папки-передвижки

Этапы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ТНР

Лариса Ермакова
Этапы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств по-полнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Содержание I этапа логопедической работы:

Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Глаголы

- дифференциация совершенного и несовершенного вида;

- возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

-образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание II этапа логопедической работы:

Существительные

- уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.

- образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница).

- образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка, с суффиксом -ин- (виноградина).

Глаголы

- глаголы с приставками в- - вы-, на - - вы-;

- глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

- притяжательные прилагательные с суффиксом -и-без чередования (лисий);

- относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;

- качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание III этапа логопедической работы:

Существительные

- образование названий профессий

Глаголы

- глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

- притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

- относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

- качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное, определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Дидактическая игра для дошкольников для формирования навыков словообразования и словоизменения «Большая стирка»Дидактическая игра для дошкольников для формирования навыков словообразования и словоизменения «Большая стирка» Данная игра используется мной во время изучения темы "Одежда. Обувь. Головные уборы" программы дополнительного образования "Говорю правильно".

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 24 ноября 2024 в 12:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД