Лариса Ермакова
Этапы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств по-полнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Темочки:
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования :
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы :
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
- дифференциация совершенного и несовершенного вида;
- возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
-образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание II этапа логопедической работы :
Существительные
- уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.
- образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница).
- образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка, с суффиксом -ин- (виноградина).
Глаголы
- глаголы с приставками в- - вы-, на - - вы-;
- глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и-без чередования (лисий);
- относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;
- качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы :
Существительные
- образование названий профессий
Глаголы
- глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
- притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
- относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
- качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное, определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.