НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Дистанционные формы взаимодействия с семьей в службе ранней помощи
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образования во всём мире одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями (законными представителями) и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Система ранней помощи предусматривает оказание услуг семьям (в том числе в дистанционной форме) с целью формирования позитивных отношений с ребенком и содействия реализации индивидуальных программ ранней помощи в естественных для ребенка ситуациях.
Публикация «Дистанционные формы взаимодействия с семьей в службе ранней помощи» размещена в разделах
Применение в деятельности специалистов СРП дистанционных форм работы становится актуальным и перспективным и имеет ряд преимуществ, а именно:
1. Гибкость времени консультирования подразумевает возможность оказания помощи в любое удобное для родителей (законных представителей) время и благоприятное для продуктивного взаимодействия с ребенком.
2. Оперативность связи - родители (законные представители) могут получать консультацию так часто, как это может быть целесообразно, что определяет своевременность и доступность консультации.
3. Комфортность среды - семья находится в привычной для них обстановке, тем самым специалист имеет возможность наблюдать за ребенком в комфортных для него условиях, в обычных жизненных моментах. Кроме того, родители могут продемонстрировать имеющиеся игровые и дидактические пособия, которые они используют при взаимодействии со своим ребенком.
4. Широта охвата в географическом плане. Возможность оказания консультативной помощи семье независимо от местонахождения родителей (законных представителей).
5. Повышение информационной компетентности родителей с использованием интерактивных, компьютерных методов и приемов работы, видеолекций/ презентаций с синхронной демонстрацией слайдов.
Благодаря внедрению дистанционных интернет-технологий в деятельность специалистов системы ранней помощи повышается уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей). Они выступают равноправными участниками психолого-педагогического сопровождения, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации коррекционно-развивающей работы (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- закрепление знаний, умений и навыков детей в домашних условиях.
Дистанционное работа в нашем учреждении была организована с помощью сайта учреждения, который предоставил широкие возможности для общения с семьями воспитанников
На сайте размещается расписание занятий на неделю. Каждый специалист отправляет воспитанникам и их родителям задания для самостоятельной домашней работы над темой недели (информацию по теме, карточки с заданиями, наглядные средства обучения, презентации, видеофильмы, видеосюжеты, с которой надо познакомить ребенка в течение недели.
Также включаем в расписание на неделю материал консультаций для родителей по интересующим темам. Педагоги, при помощи консультирования, могут взаимодействовать с родителями, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, памятки, подбирать необходимые консультации по запросам.
Консультирование родителей (законных представителей) является ключевой формой работы специалистов системы ранней помощи. Оно позволяет активизировать воспитательный потенциал и собственные ресурсы всех членов семьи для поддержки развития и обучения ребенка, что требует от специалистов ранней помощи владения необходимыми компетенциями в сфере профессиональной коммуникации, наличия гибкости и способности вовлекать семью во все процессы ранней помощи. Важно поддерживать их активность в оценочных процедурах, в выборе целей, в принятии решений. В процессе работы с семьей специалист выступает не как эксперт, а как партнер, помогающий семье усилить свои ресурсы.
Также мы работаем в Viber - приложении-мессенджер. Через Viber мы рассылаем текущую информацию - памятки, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников. имеем возможность отправлять текстовые, голосовые и видео сообщения, документы, изображения, видеозаписи и файлы, для того, чтобы родители могли разнообразить занятия с детьми.
Помимо информационного воздействия Viber включает возможность получения индивидуальной или конфиденциальной информации : родители могут, обратиться к специалистам СРП и получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с ребенком.
У нашей службы есть группа в Контакте, называется «Служба ранней помощи» Там мы тоже размещаем разнообразные материалы:
- развивающие (которые помогают стимуляции потенциальные возможностей ребенка, создания психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения);
- коррекционные (целенаправленная работа по изменению развивающий среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка (в том числе и с ОВЗ); создание необходимых психолого-педагогических условий для преодоления имеющихся у ребенка трудностей в развитии; формирование адаптивных возможностей в новой социальной ситуации);
- консультативные (создание необходимой информационной и мотивационной среды ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста (в том числе и с ОВЗ) в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс).
Дистанционные виды работы, как и другие виды дистанционных услуг - это ответ специалистов на изменения условий жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники.
Опыт использования такой помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ОВЗ, инвалидностью в дистанционном онлайн-режиме еще невелик и требует доработок. Однако в период эпидемиологической ситуации в стране такая форма работы уже зарекомендовала себя с лучшей стороны, предоставив благоприятные условия взаимодействия всех субъектов системы ранней помощи, имея свои перспективы развития.