Попкова Виктория Вячеславовна
Дистанционное образование в ДОО. Социализация. Практика-проект
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность, причины выбора.
Актуальность проблемы социализации детей в ДОУ
Мы живем сейчас совершенно в новом мире. Этот мир нестабилен, жесток, переполнен информацией, оцифрован и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. Этот мир предъявляет новые требования к социальному статусу человека : Быть максимально полезным обществу, всесторонне развитым, не жестоким, неравнодушным, с активной жизненной позицией, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Поэтому проблема социализации является особо актуальной в настоящее время. Ни один человек не рождается готовым членом общества. Развитие личности зависит от социальной среды, образа жизни, общения. Социализация личности начинается с первых лет жизни, а вернее первый социальный опыт ребенок приобретает до того как научится говорить (в семье). Именно в детстве у малыша формируется свое представление об окружающем мире. От того, каковы условия развития в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция, то есть период детства является первой ступенью в процессе социализации. Вторая ступень (это детский сад) – именно здесь происходит закрепление социализации. Только во взаимодействии родители-воспитатель- дети можно добиться успешности ориентирования и сосуществования ребенка в обществе.
Публикация «Дистанционное образование в ДОО, Социализация, Практика-проект» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Сидим дома с пользой!
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Я выбрала эту тему, потому что детские учреждения играют большую роль в социализации детей. Одна из основных задач в ДОУ - это создание социально-благополучной среды для каждого ребенка. Вместе с семьей и только с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и закладывают основы развития личности. "Семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка". И если семья будет участвовать в воспитании и развитии своего малыша с помощью детского учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство детских садов, школ, университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение. Я не стала исключением и решила продолжать работу с моими воспитанниками дистанционно.
Описание практики.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Для начала я выстроила план работы с родителями по обеспечению качественного образования и завершения учебного процесса. Была создана группа в мессенджере (Вотсап, куда я выкладывала актуальную информацию о начале занятий и количестве уроков в данный день, а так же информационные задачи для выполнения. Основным местом проведения наших встреч оказался скайп (удобство состоит в том, что здесь нет ограничений по времени, а также можно перейти по ссылке в группу, без регистрации, то есть абсолютно любой (бабушка, дедушка, мама, папа, а так же сторонний человек) могли присутствовать на наших занятиях.
В рамках моей темы я поставила такие принципы как: в центре ребенок, взрослый – его тьютор, воспитатель – координатор и помощник по взаимодействию.
Каждый день с понедельника по пятницу я проводила по 2 урока (на 20 минут, которые соответствовали ФГОС ДОО и имели в себе различные виды деятельности (артикуляционная гимнастика, просмотр мультфильмов, физическая культура, получение новых знаний, совместное творчество и др.). 1 урок был с утра с 10.00 до 10.20
2 урок был с 15.00 до 15.20
Так же я предусмотрела резервную группу для тех детей, кто не сможет выйти на связь, опросив родителей было выбрано удобное время для всех и организованы занятия.
Мои занятие реализовывались в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет, а так же в форме консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.
Алгоритм дистанционного занятия (образец).
Тема: «Солнечная система детям».
Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о солнечной системе.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1168188062158967572&text=ютуб+детям+видео+уроки+космос&path=wizard&parent-reqid=1586015589767961-758974188965219645400280-prestable-app-host-sas-web-yp-211&redircnt=1586015600.1
Вопросы для обсуждения:
1. Назови самую горячую планету (Солнце);
2. Какая планета самая маленькая и самая ближайшая к Солнцу? (Меркурий);
3. Какая планета в солнечной системе самая горячая? (Венера);
4. На какой планете есть жизнь? (на Земле);
5. Назовите спутник Земли (Луна);
6. Как называется планета-сосед Земли? (Марс);
7. Назовите самую большую планету в Солнечно системе (Юпитер);
8. Назовите самую знаменитую планету с кольцами, которые состоят из частичек льда? (Сатурн);
9. Как называется планета, которая в отличии от других планет вращается в обратную сторону «лежа на боку»? (Уран);
10. Как называется самая маленькая планета гигант? (Нептун).
Задание:
1. Посмотрите развивающий мультфильм и выполните задание: «Расставь планеты по местам» https://www.youtube.com/watch?v=XKA0RwsTjBE
2. Игра: «Покажи планету».
Цель: формирование быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый с ребенком раскладывают на столе 9 шариков разного цвета. Договариваются, что каждый шарик это планета, например: голубой шарик – Земля, красный шарик – Марс и т. д. Взрослы говорит: «Я возьму в руки Землю…». Ребенок должен успеть раньше взрослого взять шарик обозначающий Землю в руки. За правильное выполнение задания взрослый хвалит ребенка.
3. Пойте вместе с ребенком: «Песня про планеты» https://www.youtube.com/watch?v=wg6jh2aY27Q
4. Нарисуйте с ребенком: «Космос» : https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5178537892618007934&text=ютуб+детям+видео+Поделка+Космос+ко+Дню+Космонавтики&path=wizard&parent-reqid=1586028543458122-1614482998047656562200156-production-app-host-man-web-yp-275&redircnt=1586028550.1
Последующая работа:
Уважаемые родители!
Ознакомившись с уроком «Солнечная система детям» ( ссылка: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1168188062158967572&text=ютуб+детям+видео+уроки+космос&path=wizard&parent-reqid=1586015589767961-758974188965219645400280-prestable-app-host-sas-web-yp-211&redircnt=1586015600.1) в период с 06.04.2020г. по 10.04.2020г. обсудите с ребенком дополнительные вопросы:
1. Сколько дней в году? (365 дней);
2. Какая планета похожа на солнце? (Венера);
3. Как называется защитное поле Земли? (Магнитное поле);
4. На какой планете есть жизнь? (на Земле);
5. Какого цвета Земля? (голубого);
6. Почему люди и животные не падают с Земли? (потому что действует сила притяжения);
7. Как объясняют ученые исчезновение динозавров? (из-за столкновения с кометой);
8. Перечислите состав кометы (камни, лед, газ);
9. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс);
10. Как называется красная планета? (Марс);
11. Какая планета издаёт странные звуки? (Юпитер);
12. Как называется планета, на которой дуют самые сильные ветра в солнечной системы? (Нептун);
13. Что такое хабл? (телескоп для изучения планет);
14. Сколько звёзд можно увидеть днём? (одну-звезду);
15. Что такое Млечный путь? (Галактика, к которой относится планета Земля);
16. Куда указывает Полярная звезда? (на север);
17. Раньше не было компаса. Что помогало путешественникам не сбиться в пути? (звезды);
18. Можно ли увидеть Черную дыру? (вооруженным глазом нет);
19. Сколько созвездий составляют Зодиакальное созвездие? (12 созвездий, через которые проходит Солнце в течение года).
Дополнительный материал по теме «Космос» :
1. https://m.youtube.com/watch?v=allVFq3P-48#
2. Московский планетарий. История Звёздного дома
https://www.planetarium-moscow.ru/about/news/moskovskiy-planetariy-v-rezhime-onlayn/
3. Развивающий материал и задания на тему: «Космос»
https://m.vk.com/topic-87173778_35402885
4. Детские песни про планеты и космос скачать мп3: 4 тыс. видео найдено в Яндекс. Видео https://yandex.ru/video/touch/preview?filmId=16029195544802995505&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%203%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%20&ui=webmobileapp.yandex&path=wizard&parent-reqid=1586102900272438-980151063818024731800234-production-app-host-man-web-yp-105&uuid=09b001d590d79adee708c19691f008ef&service=video.yandex&redircnt=1586102907.1
5. Мультфильм «Увлекательное путешествие в Космос»
https://youtu.be/vvWt2ipOfso
7. Познавательное видео «Солнечная система»
https://youtu.be/aZT7HsYPmzE
8. Физкультминутка космос для дошкольников: 4 тыс. видео найдено в Яндекс. Видеоhttps://yandex.ru/video/touch/preview?app_id=ru.yandex.searchplugin&app_req_id=1586110699048-7-f8656abf-1394-42ea-ba3a-3855343aaef1-LMETA&app_version=10040400&appsearch_header=1&clid=2207453&filmId=7835332402538846330&meta_req_id=1586110699048-7-f8656abf-1394-42ea-ba3a-3855343aaef1-LMETA&service=video.yandex&text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&ui=webmobileapp.yandex&uuid=9ee3029ed8b483d03220195b5ed7b62d&source=viewer-tech&path=snippet&parent-reqid=1586111027391878-1301382666225424417300177-sas1-7803-V-TCH&noreask=1&p=2
По итогам наших занятий было проведено мини-собрание на платформе ZOOM. Тема: Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Ход консультации
Вводная беседа.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.
Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.
Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».
Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
«Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».
Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра «Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.
Игра «Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.
Игра «Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Игра «Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
Игра «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Игра «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?»
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Игра «Повтори скороговорку»
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Игра «Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Игра «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Заключение.
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
По итогам моей практики я хотела бы представить небольшую презентацию, в которой показаны основные этапы моей работы на дистанционном уровне, показывающие взаимосвязь родителей-детей и воспитателя.
8. Результаты практики.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все начинается с детства. В детстве закладываются основы личности. Эти психолого-педагогические истины знакомы каждому из нас. В этот ответственный период значительное время ребенок проводит в детском саду.
Ситуация, сложившаяся с эпидемией в стране, показала мне насколько быстро я могу адаптироваться к новым условиям, реагировать на них, систематизировать, отбирать необходимую информацию, а так же взаимодействовать на дистанционном режиме с родителями и детьми.
В ходе работы я выявили плюсы и минусы дистанционного обучения.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
3. Возможность контролировать круг общения ребенка;
4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей;
5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
В ходе практики я выполнила поставленные передо мной задачи и доказала, что грамотно сбалансированная программа даже на дистанционном обучении возможна для внедрения детям. Контакт с родителями необходимо поддерживать всегда и везде, ведь они являются первым институтом социализации ребенка и если мы хотим достичь высоких показателей и успешности детей необходимо соблюдать принцип сотрудничества. По итогам практики я предоставила мини-презентацию дистанционной социализации нашей работы. Ответив на все выше перечисленные задачи, я хочу сказать, что не жалею о выборе своей профессии. За это время я соскучилась по живой коммуникации с моими воспитанниками и их родителями и считаю, что все же дистанционное обучение хорошо, но ничто не заменит реального общения.