Елена Сызранцева
Целесообразное размещение игрушек — важная предпосылка развития игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка для ребёнка является товарищем по игре, а так же предметом, при помощи которого он осуществляет свои игровые замыслы. В младших группах игрушка в значительной мере влияет на тематику игры, на роли, действия. Поэтому большое внимание должно уделяться целенаправленному размещению игрушек, при чем учитывать особенности развития детей этого возраста:неустойчивость внимания, переменчивость настроения, неумение ориентироваться в тех или иных условиях, согласовывать свои действия с замыслами и действиями других детей.
Публикация «Целесообразное размещение игрушек — важная предпосылка развития игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
Наблюдая за игрой в младших группах,можно заметить, что ребята играют недолго, разбрасывают и ломают игрушки, даже не умеют ими играть. Анализируя причины этого явления,делаю вывод, что для развития игровых упражнений необходимы определённые явления :
-часть игрушек желательно разместить в соответствии с сюжетом игр, а остальные должны быть систематизированы;
-надо разместить игрушки так, чтобы все предметы, атрибуты для игр и заменители дети могли легко достать. И чтобы правильное размещение игр побуждало детей во время игры занимать всё помещение, а не толкаться в одном месте;
-в раскладывании игр по местам должны участвовать так же сами дети. Это развивает умение ориентироваться в помещении группы, находить нужную игрушку, а так же способствует воспитанию бережного отношения к игрушкам.
В младших группах широко практикуем размещение игр соответственно нескольким сюжетам, чтобы этим вовлечь детей в игры на определённые темы и побудить их к объединению в совместной игре. Определяя тематику игр при размещении игр, мы учитывали интерес детей, знания полученные во время непрерывной образовательной деятельности, так же то, в какие игры дети играли охотнее всего.
При размещении игр мы придерживались различных вариантов:
1. сюжет новый, по играм уже знакомым
2. сюжет уже знаком детям, но для игры предоставляются новые игрушки или атрибуты
3. два знакомых сюжета объединяются одной темой.
Большое внимание уделяем так же систематизации игрушек. Можно заметить, что если все игрушки находятся всегда на виду у детей, они ежедневно перед глазами, то интерес к ним зачастую снижается и дети уже неохотно играют ими. Как же быть? Оказалось, что целесообразно хранить игрушки в коробках, ящиках., так как детям удобно их вынимать и класть на место. У нас отдельно помещён крупный и средний строительный материал, а вблизи в коробках находятся игрушки для сюжетных игр. Большие машины стоят в гараже, поменьше в коробках, некоторые из них то же в гараже.
В младших группах воспитателю приходится предлагать игрушки, советовать, какими атрибутами или предметами пользоваться, а в средних группах дети уже сами свободно ориентируются в имеющихся у них игрушках и вещах.
Мы на опыте убедились, целесообразное размещение игр положительно влияет на развитие активности, интересов детей, побуждает к созданию разнообразных ситуаций; после окончания игры детьми нетрудно всё убрать на место. А раньше именно необходимость класть игрушки на место после игры вызывало у детей отрицательное отношение к ним. Теперь же это не вызывает затруднений, причем воспитатели советуют, как окончание игры связать с сюжетом. Так, например,когда "магазин" закрывается, продавец со своими помощниками раскладывает по местам весь товар, который привозит шофёр. В самом конце игры шофёры на грузовиках едут за новым товаром, а их сопровождают все участники игры.
Очень важно ознакомить детей с местонахождением нужных им игр, причём подчеркиваем, как аккуратно они хранятся. Важно также разъяснить, как какой игрушкой пользоваться.
Если игрушки находятся в разных местах, то это положительно влияет на развитие сюжета и на объединение детей в совместной игре. Бывает и так, что несколько сюжетных игр превращаются в одну общую. Конечно, мы следим, чтобы одна играющая группа не мешала другой.
Расположение игр мы от времени до времени меняем.
При пополнении наличия игр, мы учитываем пожелания детей; отмечаем чего им в игре не хватает, что еще необходима для развития сюжета. Но в то же времени учит ребят замечать недостающие игры. такими, какие есть в группе. Например, мальчик купил в магазине продукты, привёз домой и вдруг заметил, что у него нет холодильника. Мы предложили сделать холодильник из больших кубиков. Он охотно взялся за дело, и вот уже холодильник готов!
В сюжетной игре можно наблюдать несколько стадий развития, и каждая из них требует особого подхода. Но на всех стадиях, как указывает А. С. Макаренко, материальным центром игры: является игрушка.