Наталья Косолапова
Консультация «Экспертиза игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспертиза игрушек : прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий. Свое начало она берет от времен царствования Екатерины 2. После учреждения при Александре 1 Министерства народного просвещения функции экспертизы были возложены на специально образованный в 1803 году комитет. Комитет, перед которым Правительство России одной из главных задач выдвинуло «ограждение учащийся от вредных учений»,и было это связано с экспертизой учебных изданий. Вопрос, касающийся непосредственно экспертизы игрушек, относительно молод; 21 января 1934 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил «Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе РСФСР». Задачи, которые должен был решать данный орган, заключались в осуществлении политико – идеологического руководства и контроля за созданием, производством и распространением игрушек для детей всех возрастов.
Публикация «Консультация „Экспертиза игрушек“» размещена в разделах
Для выполнения этих задач Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР должен был :
- разрабатывать и утверждать требования, которым должны отвечать игры и игрушки в отношении их тематики и ассортимента;
- рассматривать и утверждать новые и уже освоенные производством образцы игр и игрушек;
- запрещать производство и распространение игр и игрушек, не отвечающих целям и задачам коммунистического воспитания и гигиеническим требованиям, а также технически плохо оформленных.
- рассматривать планы производства игрушек по основным их видам (металлические и деревянные)
- публиковать списки игр и игрушек как рекомендованных и допущенных к производству, так и запрещенных.
18 июня 1941 г. Совет народных комиссаров РСФСР возлагает на Народный комиссариат просвещения РСФСР «идеологическое и художественное руководство работой по производству детский игрушек» и разрешает создать Художественно- технический совет по игрушке (ХТС). Министр просвещения РСФСР И. Каиров поручает ХТС рассматривать ассортимент и качество выпускаемых игрушек и решать вопрос о возможности их производства или о снятии с производства. В дальнейшем ХТС взяло на себя функцию проведения совместно с торгующими организациями периодических смотров состояния торговли игрушками снабжения ими детских учреждений, с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимента, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование». В начале 90-х гг. XX в. прекратил свою деятельность ХТС. Правительство РФ дало право Минобразованию России до утверждения постановления Правительства РФ ввести «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», и правопреемником ХТС стала секция «Игрушка» Федерального экспертного совета (ФЭС) Минобразования России.
Настоящее. Частично одна из задач сохранилась. О безопасности игрушки свидетельствует Сертификат соответствия, который до II полугодия 2010 г. выдавался только на основании санитарно-эпидемиологического заключения (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В настоящее время данная процедура упрощена. Сертификат соответствия выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании Протокола лабораторных исследований. Срок действий документа был и останется один год.
— Что касается содержания игрушки, что за него никто из производителей, поставщиков и тем более представителей государственных органов ответственность не несет. Что касается безопасности игрушки, то она сегодня не должна ограничиваться только наличием Сертификата соответствия. Поэтому современному Экспертному совету необходимо мнение специалистов здравоохранения. А кто как ни они могут подсказать нам ответы на эти вопросы (например, психиатры, ортопеды и т. д. ?
Сейчас вопросами психолого-педагогической экспертизы занимается очень незначительное число экспертных советов, которые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, у них нет единой нормативно-правовой и методической базы.
Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек
1. Социальная и психологическая безопасность игрушки
1.1. В игрушке не должно быть) явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
1.2. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексу-ального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинств или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостат-кам людей.
1.4. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка
3. Привлекательность игрушки для ребенка
4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании
Дополнительные критерии: возможность использования игрушки в коллективной игре;
- возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);
- прочность и долговечность;
— использование экологически чистых материалов;
— качество описания и упаковки игрушки.
Будущее -Необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экспертных советов на территории России.
-На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, выставок игрушек и т. п., обязательно должны заслушиваться педагоги, соприкасающиеся с детской игрой и использующие в своей деятельности игрушки и игровое оборудование.
Экспертным советам необходим анализ и состояние производства, рынка и оснащения игровых комнат в разнопрофильных образовательных и культурно-медицинских учреж-дениях игровой продукцией, с целью оказания информационной и методической помощи, а также защиты детей от негативных воздействий. Для выполнения данной задачи нужно пре-дусмотреть:
— формирование единых реестров продукции, прошедшей экспертизу (для всех экспертных организаций);
— в каталогах игровой продукции обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, прошедшую психолого-педагогическую экспертизу.