Антонина Логопотам
Консультация для родителей «Дислексия и дисграфия у детей. Как нейрологопед помогает справиться с нарушениями письма и чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время родители в социальных сетях часто сталкиваются с понятиями «дислексия» и «дисграфия». Однако родители не логопеды, и прежде чем мы с вами начнём разбирать, как нейрологопед помогает такому ребёнку в наше время, определимся с понятиями.
Дисграфия — это нарушение письма, когда ребёнок систематически совершает одни и те же ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы. Например, пишет «исак» вместо «киса».
Темочки:
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Дислексия — это нарушение речи, при котором страдает чтение: ребёнок неправильно распознаёт и воспроизводит буквы. Например, меняет местами и читает «кшока» вместо «кошка». Смысл текста искажается или полностью теряется.
На какие признаки родителю нужно обратить внимание в первую очередь, чтобы предупредить проблемы или вовремя начать коррекционную работу?
Ребёнок путает право и лево;
С трудом запоминает алфавит или последовательность цифр. Иногда дети смешивают эти понятия, с трудом различая, что такое цифра, а что всё же буквы (в дошкольном возрасте);
Путает оптически или акустически похожие буквы;
Неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже;
Не понимает предлоги и их значение;
С трудом ориентируется на листе, в собственном теле, в окружающем пространстве (что находится выше, что ниже, что в верхнем правом углу, что между чем-то и чем-то);
Во младенчестве ребёнок мало ползал или не ползал вообще;
У ребёнка часто меняется настроение, трудно удерживать и переключать внимание;
Если есть трудности моторной сферы: часто спотыкается, с трудом удерживает равновесие, не ловит и не отбивает мяч;
Если ребёнок «проглатывает» и добавляет слоги, или меняет их местами в устной и письменной речи.
Если вы заметили 3 и более пунктов, то это повод обратиться к специалисту — нейропсихологу или нейрологопеду.
Почему именно эти специалисты и как они работают?
Детский нейропсихолог — это специалист, который работает с высшими психическими функциями. То есть изучает то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы. А также способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключению внимания, речь, эмоции, а также развивает эмоционально-волевую сферу, способность к планированию и контролю ребёнком собственной деятельности.
Нейрологопед — специалист, работающий на стыке логопедии, педагогики и неврологии. Это направление в логопедии, которое включает в себя подходы и методы нейропсихологии, сочетая это с речевыми задачами.
Чтобы помочь ребёнку справиться с нарушениями чтения и письма, самое первое, что нужно будет сделать, — это определить вид дислексии и дисграфии.
Дислексия делится на следующие виды:
Оптическая дислексия — нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза (проявляется смешением и заменами букв, которые сходны графически и различаются только отдельными элементами).
Мнестическая дислексия — недостаточность речевой, зрительной и слуховой памяти (нарушается ассоциация между зрительной формой буквы и её произносительным и акустическим образом).
Фонематическая дислексия — несформированность функции дифференциации фонем (различения звуков) и фонематического анализа (деления слова на составляющие его звуки).
Дисграфия же в свою очередь может быть представлена:
Акустическая дисграфия — проблемы связаны с фонемным распознаванием, нарушением слуховой дифференциации звуков.
Аграмматическая дисграфия — недоразвитие лексико-грамматической стороны речи: дети неправильно употребляют падежи, числа, предлоги.
Оптическая дисграфия — несформированность зрительно-пространственного воображения, замена сходных по воспроизведению букв, отраженное написание символов или ошибки в изображении отдельных элементов.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового синтеза и анализа. Выражается на письме в виде систематически появляющихся ошибок. Ошибки носят стойкий характер и появляются в результате недоразвития языкового анализа и синтеза на уровне букв, слогов, слов и предложений.
Чаще всего эти виды дисграфий не встречаются по отдельности, на практике мы часто можем наблюдать сочетаемость разных видов дисграфий.
И после того, как специалист определил вид нарушения, он выстраивает коррекцию с учётом ведущего нарушения либо нескольких нарушений.
Диагностика дисграфии у специалиста будет включать в себя несколько блоков:
исключить нарушения работы органов восприятия (слуха, зрения или механические причины искажённого произношения слов и, как следствие, неправильного их написания: например, неправильный прикус, укороченная подъязычная складка);
дифференцировать дисграфию от незнания правил написания слов;
определить вид дисграфии.
Эти блоки будут включать в себя следующие этапы:
Анализ тетрадей и письменных работ ученика;
Анализ уровня развития высших психических функций, внимания, памяти, слуха и зрения;
Обследование общей и мелкой моторики, ведущей руки, работы артикуляционного аппарата;
Изучение фонематического слуха и восприятия, звукопроизношения, грамматических конструкций, словарный запас, связности речи.
Обследование письменной речи путём тестирования и выполнения письменных заданий.
Если в ходе обследования будут выявлены нарушения в смежных профилях,
ребёнка отправят на дополнительные обследования к специалистам, например: невролог, отоларинголог, офтальмолог, стоматолог.
В план работы будут входить:
упражнения на развитие кинестетики и фонематического слуха;
работа со схемой тела и пространственными представлениями (верх-низ, право-лево);
усвоение понимания взаимоотношений между предметами и корректное использование предметов;
развитие зрительных внимания и памяти;
развитие моторной координации;
работа со слухоречевой памятью;
работа с ритмами.
Сочетая эти задания с речевыми задачами, нейрологопед получает многосоставное занятие, которое учитывает несколько сторон нарушения и работает с ними. Таким образом, коррекционная работа происходит сразу по нескольким направлениям, устраняя причину нарушения (например, нарушение пространственных представлений) и проявление в письменной речи (работа с образом буквы).
Что родитель может сделать дома самостоятельно для профилактики и помощи в коррекции нарушений письменной речи
Этот вопрос задают очень часто, когда обращаются к специалистам онлайн-школы "Логопотам". Мои рекомендации:
С раннего возраста работать над восприятием ребёнком своего собственного тела и окружающего пространства.
Например: Найди у себя носик, найди животик. Что выше? Что ниже? Коснись правого уха левой рукой, коснись левого плеча правой рукой. Что в комнате в верхнем правом углу? Что в левом нижнем? Что спереди? Что сзади?
Формировать механизм упреждающего синтеза (умение выбирать нужные элементы и распределять их в определённом порядке)
Например: выстраивание последовательности ряда. Самый простой 1.1 доступен уже с 2 лет. Берём мячики и кубики. Слева направо (это важно, если вы потом будете обучать системе чтения слева направо) выстраиваете последовательность кубик/мячик/кубик/мячик, затем придвигаете оставшиеся элементы ребёнку и просите продолжить ряд.
Затем ряды усложняются: в них становится больше элементов и последовательности меняются (кубик/кубик/мячик).
Отрабатывать понимание предлогов на игрушках. Располагайте их в пространстве и акцентируйте на понимании, что такое на, под, за, перед, около, между.
Подключайте развитие мелкой моторики и двуручную деятельность (сортировка крупы или фасоли попеременно двумя руками в противоположные от руки стороны, шнуровка, вырезание детскими ножницами по контуру, нанизывание пуговиц на нитку, застёгивание пуговиц на одежде, работа двумя руками по графомоторным дорожкам)
Если замечаете, что ребёнок искажает или заменяет звуки, обратитесь к логопеду для коррекции ДО того, как вы пойдёте в школу. Возможно, у ребёнка нарушено фонематическое восприятие и на его коррекцию потребуется время.