Роман Кузичев
Дипломная работа в школе искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Дипломная работа в школе искусств это своеобразный итог восьмилетнего непрерывного художественного образования. Заключительный восьмой год обучения посвящен осуществлению темы дипломного проекта. Хронологически выполнение дипломного проекта проходит через следующие стадии. В сентябре-октябре идет работа над эскизами, в ноябре-декабре - над картоном, в январе-феврале над пояснительной запиской к диплому, а начиная с первого марта и до конца учебного года выпускник выполняет диплом в материале. В конце мая дипломники защищают проект перед комиссией.
Публикация «Дипломная работа в школе искусств» размещена в разделах
Одним из самых непростых этапов, это первый – обдумывание замысла. Сложность в том, что нужно педагогу подобрать тему с учетом способностей и заинтересованности ученика, а также продумать вопрос практического применения дипломного проекта в школе искусств. Работу можно выполнить как индивидуально, так и коллективно. Темы проектов могут быть самые разные. Например, в 2014 году Солдатова Екатерина расписала акрилом (совместно с руководителем) большую стену в хореографическом зале на театральную тему, а двумя годами ранее выпускницы Новикова Анна, Стасенко Катя, Пигусова Юлия выполнили для украшения школьного холла круглые гипсовые барельефы «Атрибуты искусств». Во время выполнения подобных проектов выпускник не только закрепляет приобретенные знания и навыки, но и получает новые, а возможность оставить о себе добрую память в школе искусств, украшая ее стены, дает ученику дополнительный стимул к успешному осуществлению дипломного проекта. Так, в нашей школе искусств на 2-ом этаже появились - «коридорчик» Винокуровой Маргариты, на стенах, которого расположились декоративные панно «Рыбки» и «Павлин» (роспись акрилом по оргстеклу), а на первом этаже коллективная роспись «Времена года». Представленная зрителю в виде отдельных панно, она в целом образует единую композицию, с двумя зеркалами. Авторы этой работы-выпускницы Дегтерева Елена (панно «Весна», Журбенко Екатерина (панно «Лето», Борисова Анастасия (панно «Осень») и Красотина Виктория (панно «Зима») придумали и изобразили героя для своей композиции. Им стал «Рыжик»- молодой рыжеволосый человек и провели его через всю композицию, придавая ему различные состояния, показывая его то, как деятельную натуру то, как романтичного созерцателя окружающей природы. Так дипломницы попытались передать свое отношение к искусству. Две вышеупомянутые работы выполнены в технике акриловой живописи. Роспись акрилом проста и удобна в исполнении и практична в жизни. Но в дипломной практике мы использовали и более долговечный материал, такой как кафельная плитка.
Опыт подобной работы я полагаю важным, поэтому технологию выполнения дипломного проекта рассмотрим подробнее. Коллективный дипломный проект «Атрибуты искусств» в технике мозаики из кафеля была выполнен в 2013 году двумя молодыми людьми, старшеклассниками Клюка Даниилом и Кожемякиным Русланом. Вначале ребята выполнили эскиз с абстрактными формами предметов, окружающих юного художника: палитры, кистей, натюрмортов из гипсовых тел, трилистника и пр. Центром всей декоративной композиции стало зеркало размером 40 х 40 см. Формат зеркала задал размер боковым частям работы, которые выпускники разделили поровну, а верх - выполнили сообща. Зеркало является необходимым предметом, так как вся работа по сути -это фартук вокруг умывальника, а смотрясь в зеркало, подросток еще и видит мастерскую живописи, в которой он находится. Такое двойное восприятие, создает с одной стороны образно - смысловое пространство внутри отражения, а с другой - преображает кабинет, являясь декоративным элементом стены.
Следующим шагом стало выполнение картона в натуральную величину, затем ребята приступили к практической работе. Они самостоятельно подготовили стену к монтажу панно: очистили от старой плитки и обоев, зашпатлевали,загрунтовали и нанесли разметку. После этого дипломники начали резать крупные части панно при помощи плиткореза, мелкие же части мозаики нарезали стеклорезом, аккуратно зашлифовали кромки плитки и для удобства монтажа покрыли скотчем изделие. На заключительном этапе ребята осуществили монтаж всех частей панно на стену и затерли швы.
Из опыта данной работы можно сделать вывод, что выполнение дипломного проекта в непривычном материале поддерживает интерес у выпускника и может быть применим в дальнейшем. Кроме этого коллективная работа, которая практически не встречается в процессе обучения в школе искусств, повышает меру ответственности каждого ученика за окончательный результат работы. У коллективных проектов есть и свои минусы. Во время подготовительной работы, а этот этап важный и долгий по времени, происходит процесс «притирки» всех участников проекта, и кому-то придется пойти на компромисс и подчиниться воле лидера. Руководителю необходимо поддерживать благоприятный психологический климат в группе дипломников на всех этапах выполнения работы. Также непросто иногда обстоит дело с оцениванием коллективной работы. Комиссии важно понять меру участия и отметить качество работы каждого из авторов проекта. При выполнении индивидуальной работы подобных трудностей не возникает, более того именно в такой работе виден уровень способностей конкретного выпускника.
Обучение в школе искусств дает ученику возможность расширить познания и умения в художественном творчестве, познакомиться с новыми технологиями. Страх нового может остановить любого, надо воспитать решимость в своих учениках, но если это качество у вашего воспитанника на момент окончания школы отсутствует, то целесообразно предложить ученику выбрать тему дипломной работы более реальную для осуществления.
Задача педагога состоит еще и в умении сконцентрировать внимание выпускника на целом, общей выразительности работы, правильном распределении контрастов, использовании законов перспективы. Педагог как руководитель проекта имеет право вмешиваться в работу, если проекту требуется придать ускорение. Выполнение дипломной работы, как уже было отмечено выше, занимает много время, поэтому так важно педагогу поддерживать интерес у дипломника. Делать это можно разными способами. Например, демонстрацией новых приемов выбранной техники, или просто словом, советом. Несколько реже на практике, применяю способ наглядного изучения аналогичной темы мастерами искусства.
Здоровье учащихся имеет приоритет на всем протяжении обучения в школе искусств. Технология дипломного проекта бывает достаточно трудоемкой, поэтому от педагога требуется научить учащихся правильно организовать рабочее место, пользоваться инструментами и материалами, а когда потребуется и лично следить за действиями выпускника, например, когда тот работает на высоте. Безопаснее для ученика, если работа выполняется на больших планшетах на полу, а потом уже помещается на стену. Необходимо смотреть за самочувствием ученика, чтобы не перегрузить его работой. Надо использовать перемены, менять характер работы и т. п. Помещение, в котором выполняется дипломная работа, нуждается в хорошем освещении и вентиляции, так как юные художники работают с красками и растворителями.
Одна из трудностей, которая возникает обычно при выполнении крупной работы - это ее неудобный обзор. Тогда на помощь придет подробно нарисованный картон. Тесное пространства узкого коридора не станет препятствием для полноценной работы, если разбить панно на части и работать последовательно – способ «от простого к сложному». В. Суриков свою «Боярыню Морозову» целиком увидел уже в галерее у П. М. Третьякова, так как из-за тесноты мастерской не смог обозреть полотно полностью.
Теперь несколько слов о материально- техническом оснащении дипломного проекта. Если диплом из-за дороговизны или масштабности не может быть осуществлен в материале, то вполне можно ограничиться выполнением картона в натуральную величину. История искусств знает немало примеров созданных большими мастерами известных картонов или архитектурных макетов.
Апофеозом дипломного проекта является его защита. В школе искусств оценивает выполнение дипломной работы комиссия педагогов. Оценка за диплом складывается из нескольких факторов: общее впечатление от работы,степени качества работы пояснительной записки, уровня защиты проекта автором и оценки руководителя дипломника. После успешной защиты дипломного проекта выпускнику на итоговом празднике «Юный талант» вручается свидетельство об окончании школы искусств.
Лучшие дипломные проекты последних 5 лет, выполненные на отделении «Художественном и Декоративно-прикладном» можно посмотреть в фотоальбоме «Дипломные проекты» на моей страничке на МААМе.