Маслова Ольга
Ориентировка в пространстве детей раннего возраста. Практическая работа по развитию ориентировки в пространстве
▼ Скачать
Дипломная работа на тему " Ориентиров ка в пространстве детей раннего возраста" часть 2
- Практическая работа по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста
- Описание системы работы с детьми раннего возраста по развитию ориентировки в пространстве
2. Практическая работа по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста
Публикация «Ориентировка в пространстве детей раннего возраста, Практическая работа по развитию ориентировки в пространстве» размещена в разделах
2.1. Описание системы работы с детьми раннего возраста по развитию ориентировки в пространстве
На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы, была подготовлена к работе система занятий с детьми раннего возраста. Для развития ориентировки в пространстве составлен комплекс развивающих занятий с детьми.
За основу содержания комплекса взяты материалы из методического пособия Е. В. Лареченой «Развивающие занятия для родителей и детей от 2 до 3 лет», Н. Г. Губановой «Развитие игровой деятельности», О. Е Громовой «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста», Е. Е. Хомяковой «Комплексные развивающие занятия» и Г. Г. Григорьевой «Играем с малышами».
Составленные игровые комплексы были ориентированы на следующие параметры:
- включение ребенка в игру: т. е. концентрация внимания ребенка на игровом процессе, развитие умения слушать указания и вопросы педагога, выполнять необходимые игровые действия;
- научить ребенка прислушиваться к себе, к своим ощущениям, совершенствовать овладение своим телом;
- закрепление умения действий с предметами в пространстве, владеть руками, пальцами рук;
- научить овладению разнообразными представлениями и понятиями и представлениями об окружающем их мире, развивать ориентировочно-познавательную деятельность.
Комплексы включали в себя разнообразные игровые упражнения, дидактические игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве. При этом они не занимают много времени и не требуют особой подготовки от воспитателя. Эти занятия можно проводить как в условиях группы, так и на прогулках.
Комплекс 1: «Вверху - внизу, вперед - назад, под)»
Цель: развитие навыков ориентировки в помещении, развитие навыков установления положения предметов относительно себя, прививание навыков игровых действий с детьми и воспитателем, формирование положительных эмоций.
Необходимо, чтобы в течение всего дня пребывания в детском саду, дети находились в окружении игрушек, игровых комплексов, развивающих предметов для игр, помогающих малышу видеть их в пространстве группы. Упражнения проводятся в помещении группы, как с одним ребенком (в виде индивидуального занятия, так и с подгруппой детей. Данный комплекс может быть использован как в качестве учебного занятия, так и ежедневных упражнений, направленных на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Эти упражнения проводятся по времени не более 5-10минут.
Занятие по ориентировке на листе бумаги. Аппликации: «Машинки»
Цель: закреплять у детей практические навыки аппликации, формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на основе и приклеивать их.
Материал: машины (6см в длину и 4см в высоту, вырезанные из плотной бумаги разных цветов (по 4-5 машин для каждого ребенка, для основы лист бумаги А4, клей ПВХ, кисточки, салфетки.
Приемы аппликации: намазывание клея, наклеивание фигурки в заданном месте.
Ход занятия: Воспитатель: «Вот дорога. По дороге едут машины. Много машин. Машины едут друг за другом». Воспитатель показывает детям, как расположить машины на дороге: они должны ехать друг за другом. Предлагается детям по очереди наклеить машины. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает детям.
Упражнения для ориентировки на своем теле : Утренняя гимнастика, «Части тела»
Цель: учить детей ориентироваться на своем теле и в помещении, двигаться за воспитателем и самостоятельно в заданном направлении.
Упражнение 1: «Покажи руки»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, выпрямить и сказать: «Вот!»
Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение 2: «Спрячь головку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.
Вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Заключение: Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).
Эти упражнение можно проводить на занятиях по физической культуре и ежедневно включать в комплекс утренней гимнастики.
Музыкальное упражнение: «Веселые погремушки»
Цель: научить детей выразительному исполнению движений, совместным и индивидуальным действиям под музыку. Развивать умение реагировать на начало звучания музыки и на ее окончание, менять движения в соответствии с формой произведения, ориентироваться в помещении музыкального зала, правильно двигаться в заданном направлении (друг за другом, за воспитателем, по кругу, врассыпную) петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню, не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.
Материал: погремушки (на каждого ребенка).
Ход занятия: Дети подходят к музыкальному залу и строятся колонной, друг за другом заходят в зал. Войдя в зал, дети встают по кругу. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про петушка. После чего они исполняют песню «Утро». Затем воспитатель приносит в корзине погремушки и раздает их детям. Дети разучивают игру - “Пляска с погремушками”. Сначала дети слушают песню и двигаются по кругу за воспитателем. Когда музыка замолкает, дети прячут погремушки за спину. Танец повторяется 2-3 раза. В заключении дети друг за другом выходят из музыкального зала. Это музыкальное упражнение можно проводить и в музыкальном зале и в группе. Длительность упражнения от 10 до 15 минут.
Игровое упражнение: «Пойди туда, скажу куда»
Цель: научить находить одинаковые предметы в разных местах знакомого ребенку помещения, ориентируясь на словесную инструкцию с предлогом «под», и слова «вперед», «назад», «в эту сторону», «в ту сторону» (в сочетании с указательным жестом).
Оборудование: игрушечный зайка, комплект небольших подушек на диван (5-6 штук, 3-4 морковки (муляж или натуральные овощи).
Ход упражнения: Взрослый раскладывает подушки в комнате, затем прячет под некоторые подушки морковки и приглашает ребенка в помещение. Воспитатель предлагает малышу - «Помоги зайке найти морковку. Он хочет найти морковку, но не знает под какой подушкой ее искать. Возьми зайку в ручки и веди его туда, куда я скажу». Воспитатель руководит движением ребенка, а именно – «Вперед… стоп, теперь в ту сторону… стоп. Один шаг назад: здесь спрятана морковка! Поднимай подушку. Покорми зайку морковкой!». Игра предлагается, пока не собраны все морковки. Это упражнение лучше проводить в качестве индивидуальной работы.
Игровое упражнение: «Ёжик ищет еду»
Цель: закрепить умение находить предметы в знакомом помещении, ориентируясь только на речевую инструкцию с предлогами «в», «на», «под», «за».
Оборудование: игрушечный ежик, несколько грибов (муляжи, детский стол и стульчик, салфетка.
Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку помочь ежику найти еду, спрятанную в комнате. Дается речевая инструкция. По ней ребенку необходимо найти предмет. Речевые инструкции варьируются в зависимость от того, какие предметы окружают ребенка в помещении. Главное, чтобы все грибы были спрятаны на высоте роста ребенка. В заключении ребенок определяет, что для ежика он собрал все грибочки, ежик их съел, и грибов больше нет. Это упражнение рекомендовано проводить с подгруппой детей не более 3-5 малышей.
Игровое упражнение: «Мяч наверху - внизу»
Цель: познакомить ребенка с понятием «верх - низ», закрепление понятия нахождение предмета относительно плоскости стола (или другой горизонтальной поверхности).
Оборудование: 2-4 мяча (или любых одинаковых предметов, игрушки, детский стол.
Ход упражнения: Показать ребенку мяч, положить его на поверхность стола так, чтобы он не мог скатиться. Положить другой мяч под стол на пол. Воспитатель показывает ребенку, где лежит мяч и уточняет: «Этот мяч лежит вверху (внизу)». Попросить ребенка положить одну игрушку на стол, а другую под стол. Попросить ребенка : «Покажи мяч, который лежит наверху», «Покажи мяч, который лежит внизу». Это упражнение можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Комплекс 2. «Гуляем - играем»
Цель: прививать интерес к занятиям подвижными играми, научить детей как можно больше узнавать об окружающих предметах и их пространственных признаках, расположение их в пространстве, умение ориентироваться на слух с помощью звукового сигнала, умение ориентироваться в пределах участка для прогулок.
Комплекс состоит из игровых упражнений и дидактических игр. Упражнения проводятся ежедневно, во время прогулок. Игровые упражнения из данного комплекса проводят со всей группой с целью развить у детей навыки совместных действий по ориентировке в пространстве. Продолжительность их колеблется от 5 до 10 мин. Она зависит от содержания и характера игры, условий ее проведения, количества играющих и т. п.
Игровое упражнение: «Колокольчик»
Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях.
Оборудование: колокольчик. Ход упражнения: Взрослый привлекает внимание детей звуком колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Дети могут приговаривать: «Дини-динь». За тем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звеню». Добежав до противоположной стороны участка, взрослый быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите». Ребенок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит и отдает его взрослому. Игра повторяется. Взрослый дает возможность всем позвонить в колокольчик. Игра может проводиться ежедневно, пока дети проявляют к ней интерес.
Дидактическая игра: «На нашем участке»
Цель: учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Оборудование: игрушка ежик, кукла, медведь, лопатка, ведерко.
Ход игры: Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушку) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его. Воспитатель просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предметы: веранда, горка, песочница, спортивные сооружения, качели и т. д. Ежик, чтобы «запомнить быстрее», дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду; покачать на качелях куклу; прокатить мишку с горки; покапать лопаткой песок и сделать куличик. В игры ежик благодарит детей за помощь.
Дидактическая игра может проводиться как в качестве игры, так и в качестве интеграции с другими образовательными областями.
Дидактическая игра: «Зайчик и белочка» («Кто и где»)
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; совершенствовать словарь.
Оборудование: игрушки зайчик, белочка, грибок.
Ход игры: Воспитатель подзывает детей к елочке, под которой сидит зайчик. Проводится дидактическая игра «Кто и где». Воспитатель спрашивает у детей : «Где сидит зайчик? (Под елочкой). Затем показывает на белочку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка» (На елочке). Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь!» (За елочкой)» и т. д. Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает повторить движения с игрушками. Игра может проводиться подгруппами из 3-5 детей.
Таким образом, игра является наиболее эффективной формой работы с детьми. Она упорядочивает поведение ребёнка, он с удовольствием подчиняется правилам игры, это делает его поведение осмысленным и осознанным. Ребёнок учится контролировать себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминать необходимый материал.
Также пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности, таком как занятия изобразительной деятельностью. В раннем возрасте дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо. Показывая приемы изображения предметов на занятиях по рисованию, педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо и др. Самих детей побуждают называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: «Где больше кружков?» («Внизу».) «Где меньше?» («Вверху»).
На музыкальных и физкультурных занятиях детей учат правильно располагаться в зале, двигаться в заданном направлении. Дети должны слышать ритм музыки, выполнять движения в этом ритме, заканчивать движение с остановкой музыки, действовать сообща, реагировать на указания воспитателя.
Пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, на прогулке.
2.2. Рекомендации воспитателям ДОУ по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста
Развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста способствует игра. На занятиях и в повседневной жизни широко используют игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Игры позволяют расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать игры и игровые упражнения.
Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве, должны отвечать следующим требованиям:
- игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач;
- место игры в структуре занятий по формированию представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия;
- игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования пространственных представлений у детей раннего возраста.
- включать игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве в каждое занятие и в ходе различных режимных моментов;
- игровая деятельность должна быть интересной, близкой детям, радующей их, содействующей общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".
Кроме того, воспитатель должен соблюдать следующие требования:
- играть вместе с детьми;
- руководство педагогическим процессом организации игры должно включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры;
- подбирать наглядный материал для рассматривания и составления рассказа с целью пространственного развития.
Таким образом, добиться успехов в работе возможно при условии комплексного использования психологических и педагогических средств: развивать у детей раннего возраста ориентировку в пространстве во время режимных моментов на занятиях образовательной деятельности и во время игры.
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста, можно сделать следующие выводы.
Познание ребенком пространства и ориентировка в нем - процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Ребенок учится обследовать окружающий мир, используя возможности данного ему от рождения сенсорного аппарата. Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослыми.
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и описать практическую работу по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- рассмотрены возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (развитие мозговых процессов, работа центральной нервной системы, физические возможности организма и т. д.).
- определены особенности ориентировки в пространстве у детей раннего возраста. Анализ литературы показал, что восприятие пространственной ориентации детьми раннего возраста подготавливает малыша к дальнейшей жизни, восприятию правильного представления об окружающем пространстве, умению правильно ориентироваться в нем, взаимодействиям в пространстве с предметами, окружающими малыша детьми и взрослыми, восприятию природы, ближнего окружения;
- описана система практической работы воспитателя дошкольного учреждения с детьми по развитию ориентировки в пространстве. Для решения этой задачи были разработаны комплексы занятий с детьми по развитию ориентировки в пространстве, основанная на особенностях психического развития детей раннего возраста и на дидактических принципах. На основе разработанных комплексов подготовлены рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию ориентировки в пространстве у детей раннего возраста.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены. Данная проблема остается актуальной, она представляет интерес для дальнейшего исследования и развития, поиска новых способов и средств для развития ориентировки в пространстве у детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208с.
2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. Брест: Издательство БрГУ, 2007. - 46с.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Практические вопросы детской психологии 4-е издание, перераб. и доп., Издательство: Питер, - 2009. - 208с.
4. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 48с.
5. Григорьева Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. 4 –е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 95с. – (Кроха)
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика – синтез, 2012. – 128с.
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. – 128с.
8. Колодина В. Н., Цветкова Т. В. От рождения до трех. Издательство: Сфера, 2013. – 112с.
9. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. - М. : Академия, 2007. – 480с.
10. Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2 – 3 года). – Спб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 127с.
11. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 158с.
12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 336с.
13. Подколзина Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2008. — №4, С 70-75.
14. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: Пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник / Доронова Т. Н. и др. ; под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой. – М. : Обруч, 2010. – 304с.
15. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 104с.
16. Учусь ориентироваться в пространстве. Учебно-методический наглядный материал. Издательство: Школьная пресса, 2010. – 78с.
17. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. — М: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2006. – 120с.
18. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. –СПб., 2011. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
19. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Спб. : ООО «Издательство «Детство - прогресс». 2011. – 128с., илл.
20. Шестернина Н. Л., Белая К. Ю. Учись ориентироваться в пространстве : дидактический материал в картинках. Издательство: Школьная пресса, 2011. – 62с.