Екатерина Илюхина
Адаптация детей дошкольного возраста (2–3 лет) к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОУ
1.1. Понятие и сущность адаптации
Ребенок поступает в дошкольное учреждение чаще всего в 3 года. К этому возрасту, он прочно стоит на ногах, ходит, бегает, прыгает, у него активно функционируют все жизненно важные системы организма, крепкие мышцы, хорошие зубы.
Адаптация - это период привыкания ребенка к детскому саду, связан с
Публикация «Адаптация детей дошкольного возраста (2–3 лет) к детскому саду» размещена в разделах
приспособлением ребенка к новым условиям, новому режиму, к воспитателю и детского коллектива, к новым формам общежития, которые отличаются от тех, что существуют в семье.
На процесс адаптации ребенка влияет уровень психического и физического развития, состояние здоровья ребенка, уровень закалки организма, сформированность навыков самообслуживания, умение общаться с взрослыми и сверстниками, личные качества ребенка и родителей ребенка, а также уровень тревожности. Детям, имеющим отклонения в этих показателях, сложнее адаптироваться к новым социальным условиям. Период приспособления (адаптации) является достаточно сложным для ребенка. Поскольку, необычность, новизна, неожиданность, обилие впечатлений и новых требований приводят ребенка к напряженного состояния, нервотрепки и стресса. Для профилактики подобных реакций в дошкольном заведении необходимо организовать комплекс мероприятий медицинского, психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и непосредственной адаптации в детском саду.
Работу по адаптации следует осуществлять по следующим направлениям:
- Подготовка ребенка к поступлению в детсад и прогнозирования ее адаптации;
- Организации жизнедеятельности ребенка в период адаптации;
-Контроль за состоянием здоровья в период адаптации и коррекция нарушений, возникающие в ходе подготовки ребенка к поступлению в детсад.
Лучшим периодом для адаптации считается конец августа - начало сентября. Именно в это время ребенок естественно хорошо закаленная, имеет запас необходимых витаминов, рост инфекционных заболеваний отсутствует, а занятия по учебным программам только начинаются. Желательно за 1 - 2 месяца к посещению детского сада начать диспансеризацию малыша. Обычно начинает и завершает каждую диспансеризацию осмотр педиатра.
При первом посещении врач внимательно осмотрит ребенка. В зависимости от возраста, особенностей конституции, образа жизни, состояния иммунной системы ребенка, риска хронической патологии педиатр определит круг специалистов, которых нужно посетить, сроки профилактических прививок, ряд нужных лабораторных анализов. При повторном визите к педиатру родители получат вывод о здоровья, построенное на основании результатов полного обследования.
Многие дети страдают увеличением аденоидов, хроническим тонзиллитом. Осенью, на фоне снижения иммунитета и погружения в новую среду и детский коллектив, хронические заболевания носоглотки могут разгореться с новой силой. По этой причине перед посещением детского сада желательно посетить отоларинголога. Также осенью детям необходимо провести санацию полости рта, выявить пораженные кариесом зубы, а также изменения в прикусе. Врач-стоматолог расскажет, как избежать проблем с зубами, при необходимости проведет лечения.
Из лабораторных исследований необходимо сделать общий анализ крови (берется из пальца). Он покажет содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающие организм от инфекции). Следующий анализ - исследование мочи. На фоне снижения защитных сил организма в осенне-зимний период при купании в бассейне, после перенесенной ОРВИ может появиться или обостриться инфекция мочевых путей, вульвовагинит у девочек. При расстройствах желудка, запорах можно исследовать кал ребенка (копрология) : анализ покажет, какие составляющие пищи перевариваются, а какие нет. По показателям может потребоваться проведение УЗИ органов брюшной полости, консультация гастроэнтеролога.
Важной составляющей подготовки малыша к детскому саду есть и профилактика острых заболеваний (ОРВИ, грипп и др.). Обычно ее проводят
за 1-2 месяца до вступления в дошкольное учреждение. Применяют различные средства, направленные на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета.
Используют и природные оздоровительные факторы - закаливание, курсы различных растительных адаптогенов, витаминов и др.
Малыш перед вступлением в детсад должен иметь профилактические прививки согласно календарю прививок. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в детский сад. Первое профилактическую прививку уже в детском саду назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через месяц.
Такая диспансеризация перед детским садиком дает маме возможность узнать о возможном заболевании ребенка и принять необходимые меры предосторожности, а малышу позволяет, находясь в детском коллективе, избежать частых заболеваний.
Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей по особенностей адаптации ребенка раннего возраста, показателей его физического и психического развития, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и тому подобное. Для этого в дошкольном учреждении оформлено информационный стенд для родителей, со сведениями о том, какие документы и анализы необходимы для поступления).
Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременной подготовки ребенка, а именно переход ребенка на режим дня, подобный детского сада :
- введение в рацион питания блюд и продуктов, используемых в заведении. Важно подчеркнуть родителям о необходимости формирования навыков самообслуживания: самостоятельный прием пищи, пользование горшком, одевание, мытье рук и умывания.
Будет очень хорошо, если родители проведут с ребенком положительные беседы о детском саде, почитают книги о детях в детском саду, поиграют на площадке с другими детками, а воспитатель детского сада чуть раньше официального начала посещения группы малышом, познакомится с будущим воспитанником, определит возможные трудности и предоставит рекомендации по их коррекции еще до того, как ребенок начнет систематически посещать детский сад.
Прогнозирование адаптации осуществляется на основе факторов риска, влияют на ход адаптации и вызывают осложнения в ее процессе.
Такими факторами являются:
- осложнения при родах;
- масса тела ребенка при рождении менее 2500 гр. ;
- частые инфекционные заболевания ребенка;
- несоответствие домашнего и детсадовского режимов;
- отклонения в физическом и психическом развитии ребенка;
- отсутствие навыков самообслуживания;
- конфликты между родителями;
- злоупотребление родителей алкоголем;
- низкий культурный и образовательный уровень родителей;
- мужской пол ребенка:
- неправильное домашнее воспитание.
При наличии у ребенка четырех и более факторов риска существует вероятность неблагоприятного протекания адаптационного периода. Поэтому детей, которые имеют неблагоприятный прогноз адаптации, нужно взять под контроль медицинской сестры и психолога дошкольного учреждения с первых дней посещения садика.
1.2 Психические особенности ребенка дошкольного возраста
Важную роль в становлении личности ребёнка в возрасте 2-3 лет играет общение со сверстниками. Ведь дети, в основном, предпочитают играть со своими сверстниками. И это является одной из характеристик товарища по играм. Ведь намного приятнее общаться с человеком, который находится с тобой на одном уровне и ваши интересы с ним совпадают. К тому же дети, посещающие детские сады, в основной своей массе общаются только в своей группе, где собраны их ровесники.
Другой характеристикой является пол сверстника. В зависимости от того, какого возраста ребёнок, его товарищи по играм могут быть, как одного с ним пола, так и разнополыми. До определённого возраста дети не видят отличий между мальчиками и девочками (где-то лет до двух). Поэтому им всё равно с кем играть и как играть.
Первое внимание к ровесникам у малыша просыпается уже в один годик. Ближе к двум годам интерес становится более и более устойчивым, правда крохе еще трудно привлечь к себе внимание адекватными способами. Данное умение появляется после двух лет.
В 2 года общение детей сводится к подражанию действиям друг друга. Так как внутренний мир другого, еще совершенно непонятен, общение со сверстником сводится к тому, что один похлопал в ладошки - и другой повторяет, один побежал - другой побежал. Дети в таком контакте чувствуют себя понятыми, чувствуют совместность и получают массу удовольствия. Когда ребенку исполняется три года, он по-другому начинает переживать мир, он отделяет себя от мира, осознает себя. При этом у ребенка появляется ролевая игра, которая просто невозможна без партнера. И интерес к сверстнику становится более сильным. Хотя и здесь без смущения, конфликтов, зависти не обойдется. Для того чтобы дети учились общаться друг с другом существует множество игр. Например, когда взрослый схематично рисует нескольких детей, а потом все дети вместе угадывают, кто нарисован. Дети в этот момент начинают обращать внимание на то, какого цвета у кого волосы, какие глаза, у кого футболка зеленая, а у кого красная. Также можно предложить поиграть детям в комплементы: надо передавать друг другу клубок ниток, разворачивая его, и говорить, что тебе нравится в другом - пример подает взрослый. Не ждите от детей глубоких ответов : если они говорят, что у Тани красивые колготки - это уже хорошо, это значит, что ребенок уже обратил внимание на другого. Потом клубок передается обратно всем по очереди и надо вспомнить, кто и что тебе сказал. Также важно не ругать ребенка, если он постоял за себя и ответил обидчику (конечно, все в пределах разумного). Вообще, если конфликт безопасен, то лучше в него не вмешиваться - ребенок должен сам учиться отстаивать себя. Важно после этого поддержать ребенка, если он жалуется, и посочувствовать ему.
Затем (в 2-3 года) дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Однако, в возрасте до 3 лет дети верят, что могут поменять пол. Если у ребё нка спросить: «Ты можешь уснуть мальчиком, а проснуться девочкой?», то он ответит: «Да».
В возрасте трёх-четырёх лет дети могут не плохо играть вместе, но всё-таки уже вырабатывается предпочтение играть с детьми своего пола. Мальчики начинают проявлять своё желание играть с пистолетиками и машинками, а девочки – с куклами, посудкой и т. д. Причём мальчишки играют более шумно и подвижно, чем девочки. Играя с детьми одного с ним пола в игры, имитирующие действия взрослых соответствующего пола, дети подготавливают себя к своей будущей роли мужчины или женщины В 3-4 года малыш способен хорошо играть с друзьями. Правда и один он тоже прекрасно играет. Детки такого возраста могут просто интересоваться сверстниками, но не спешат вступать в контакт. Здесь неплохо бы вмешаться взрослому – показать, например, как интересно поменяться игрушками на некоторое время.
Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе детского сада, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня ребенок в детском саду может несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства. Дети переживают богатую гамму чувств, тогда как отношения между взрослыми строятся с учетом здравого смысла, рассудка, общепринятых норм и правил. Общение со сверстниками в дошкольном детстве – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот первый опыт общения, будет во многом зависеть и определять его отношение к окружающему миру и людям.
Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий.
Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают - так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» - тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.
Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.
В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается, прежде всего, в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Ребенок в кругу сверстников и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Очень часто воспитателям и педагогам приходится слышать от родителей, что их ребенок очень активный, много кричит, бегает, прыгает, но когда этот ребенок попадает в группу сверстников, то его поведение может быть совсем другим. Он может быть замкнутым, скромным, тихим малышом. Достаточно часто происходят и другие случаи, когда педагог или воспитатель жалуется родителям на плохое поведение ребенка, то они не могут в это поверить, ведь дома их малыша не видно и не слышно. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников.
Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать, представлять себя различными героями. Такое творчество необходимо поощрять, например, превратив это не в простое кривляние, а в театрализацию. В общении и играх со взрослыми дети, как правило, ждут инициативы от взрослого, предпочитают отвечать на его действия и высказывания. Играя же со сверстниками, дошкольники склонны брать всю инициативу на себя, то есть каждый старается быть лидером в играх, быть ведущим. Именно такая психологическая особенность общения детей-дошкольников часто приводит к конфликтам. Дети категоричны, не могут вести диалога, если ребенок решил, что он будет ведущим, значит так и должно быть, желание сверстников даже не рассматривается – отсюда ссоры, драки, обиды.
Именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними.
Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическое. Основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Дети хотят привлечь к себе внимание, получить оценку себя. Заметна избирательность общения.
У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата.
Создаются первые игровые объединения (в объединении от двух до трех человек, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер.
Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце четвертого года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.
1.3 Психологические проблемы адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ
Поступление в дошкольное учреждение для ребёнка является сильным стрессовым переживанием. По данным американских исследователей это переживание ребёнка можно сравнить с переживаниями взрослого человека во время развода, так как ломается привычный стереотип жизни, к которому ребёнок успел приспособиться и чувствовал в нём себя уверенно и спокойно, зная, что за чем, в течение, дня будет происходить.
Чаще всего ни педагоги, ни родители не могут представить себе в полной мере того, на сколько ответственен момент перехода малыша из семьи в детский сад, насколько серьёзные, иногда не сразу заметные, последствия он может иметь.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение в большинстве случаев сопровождается проблемой, связанной с его адаптацией к новым правилам, нормам жизни. Не все дети сразу и успешно справляются с этим. Новые условия и новые формы поведения как ответная реакция на эти условия требуют со стороны ребёнка определённых усилий, что не всегда под силу детскому организму.
Появление «адаптационного синдрома» у ребёнка говорит о психологической неготовности малыша к выходу из семьи. Чаще всего считают, что ребёнок готов к поступлению в ДОУ, если он владеет навыками самообслуживания, если его домашний режим приближен к режиму дошкольного учреждения. Но упускаются наиболее важные моменты, такие, как умение устанавливать контакты с новыми незнакомыми взрослыми и детьми, умение принимать и соблюдать социальные нормы и правила поведения, готовность к разлуке с матерью.