Нина Туча
Дипломная работа «Развитие интереса к рисованию у младших дошкольников посредством нетрадиционных техник»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К РИСОВАНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛьНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
Проблема исследования: влияет ли использование нетрадиционных техник рисования на развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучение возможностей нетрадиционных техник в развитии интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития интереса к рисованию у де-тей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование нетрадиционных техник как средство развития интереса к рисованию у младших дошкольников.
Гипотеза: если в работе с младшими дошкольниками использовать нетрадиционные техники, то возможно развить у них интерес к рисованию.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РИСОВАНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие интереса, как свойства личности, его виды
Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой–либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познавания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К РИСОВАНИЮ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Выявление уровня развития интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста.
Опытно-практическая работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа: выявить уровни развития интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе применялись диагностические методики Г. А. Урунтаевой, адаптированные к теме нашего исследования.
В результате диагностики на констатирующем этапе исследования выявлено следующее.
При выполнении первого задания мы зафиксировали, что поначалу дети не проявляли интерес к предметам, разложенным на столе. Постепенно, стали подходить отдельные дети. Например, София взяла в руки цветные карандаши, подержала и положила на место, взяла в руки палитру и тоже положила, так как не знала что это за предмет. Ира подержала в руках карандаши, палитра заинтересовала Еву, но не как предмет для изобразительной деятельности, а как игрушка. Вера совсем не подошла к столу не проявила интереса ни к чему. Заметнее проявили интерес три ребёнка: Мирослава, Василиса и Камал. Они взяли листы бумаги, нарисовали: Ва-силиса – цветочек, Мирослава – домик, Камал – дерево. Василиса ещё брала краски, кисточку, но рисовать красками не решились. По результатам выполнения первого задания все дети оказались на низком уровне. Если определить средний балл, который показали участники исследования, то получилось – 0,11.
При выполнении второго задания, когда предлагалась тема нарисовать неваляшку красками. Результаты были следующими. На низком уровне было 70% детей, на среднем 30%. Средний бал составил 0,37.
Более полное соответствие теме рисования наблюдалось у детей среднего уровня – Мирослава, Василиса и Камал. Такие дети, как Софа, Вера, Ева, Давид ограничились уровнем каракулей. Они просто намазывали краску на лист. Ира, Дима, Мирач рисовали какие – то округлые формы, но не неваляшку. Они не передавали все части предмета. Даже дети среднего уровня не дорисовали руки – шарики по бокам между головой и туловищем. Правильность пропорций затрудняла всех детей: туловище и голова были почти одного размера, наиболее ближе к круглой части тела неваляшки были у Камала, Василисы, Мирослава.
Чтобы определить, как точно дети воспроизведут цвет, была поставлена красная, зеленая и синяя гуашь. Половина детей воспользовались всеми красками, но не всё по назначению: хотя неваляшка красного цвета правильным цветом нарисовали Мирослава, Камал, Василиса, Дима, Софа, Ира, остальным детям захотелось взять другой цвет.
При выполнении третьего задания ребятам было предложено само-стоятельно выбрать тему для рисования. Ребята не знали, что им нарисовать, только Мирослава (0,7б., Василиса (0,7б., Камал (0,2б.) решили, что им нарисовать и приступили к выполнению работы. Из всех ребят только один Камал без колебаний начал рисовать придумав тему рисунка, он показал результат (0,6 б.) Так, на основании полученных результатов на констатирующем этапе исследования мы пришли к следующим выводам:
Из выбранных нами параметров проявления интереса к рисованию: устойчивость и деятельность дети проявляли очень слабо. Это подтверждается тем, что они были неустойчивы в выборе заинтересовавшего их оборудования для рисования: хаотично брали то карандаши, то кисточку, то палитру. Было больше похоже на простые манипуляции с предметами, предназначение которым было мало знаком детям. А также подтверждается тем, что деятельность проявили только три ребёнка и ограничились только карандашами, бумагой, так же их заинтересовали краски.
Итак, на констатирующем этапе исследования низкий уровень интереса к рисованию выявлен у 70% детей, средний – у 30% детей. Это убеждает нас в необходимости проведения работы по использованию необычных форм рисования.
2.2. Система работы по использованию нетрадиционных техник в развитии интереса к рисованию в младшем дошкольном возрасте.
Цель формирующего этапа опытно – практической работы заключалась в апробации системы занятий с использованием нетрадиционных техник.
Нами был составлен перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию, который начали внедрять в своей работе (Приложение №3).
Цель: Упражнять детей в свободном использовании, доступных для младших дошкольников нетрадиционных техник рисования.
Работая по первому направлению, мы провели беседу о красках, что же такое краски. Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовили к занятию материалы для работы с детьми, материал для показа и объяснения воспитателем.
Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходило по разработанному перспективному плану.
Все темы, входящие в планирование изменялись по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Занятия по изобразительной деятельности проводили в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.
В ходе занятий рисовали пальчиками, дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые сопровождали словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начали после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игротренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения предлагали детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывал мы, показывая своим примером принцип изображения. Т
Третий этап нашей работы заключался в применении нетрадиционных техник и воспитании интереса к рисованию.
Отмечался рост интереса у малышей к рисованию с использованием нетрадиционных предметов, работа при выполнении не составляла труда для ребенка и была ему интересна на протяжении всего занятия, у детей появлялись новые идеи, как можно расположить предмет, ладошку покрашенный краской. Ребятам очень понравилось рисовать в нетрадиционной технике.
Мы считаем, что техники рисования ладошкой, тычком, пробками, поролоном, выдувание из трубочки, рисование вилочками позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
1. Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
2. Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
3. Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей.
4. Развивается мышление, речь, воображение.
5. Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов.
6. Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции.
7. Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
2.3. Оценка результатов работы по внедрению нетрадиционных техник ри-сования в развитие интереса у младших дошкольников.
Цель контрольного этапа: выявить достигнутые детьми уровни развития интереса к изобразительной деятельности и оценить эффективность проведенной работы.
Чтобы выявить, эффективность нашей работы, была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа отражены в протоколах №4, 5, 6.
Сравним результаты. Если на констатирующем этапе при выполнении первого задания все дети показали низкий уровень интереса, то на контрольном – на низком уровне осталось 60% детей, на средний уровень поднялся один ребёнок (10%, на высокий – три ребёнка (30%). Средний балл поднялся от 0,11 до 0, 49.
Приведем примеры, как у детей теперь возрос интерес к оборудованию для рисования. Если на констатирующем этапе у Софии интерес был оценен в 2 балла, то на контрольном этапе она набрала 7 баллов, а её средний балл возрос от 0, 08 до 0, 29. Конечно, она еще не всеми предметами попользовалась, но в руках у неё побывали карандаши, краски, был в результате – рисунок, только карандашами. Краски и кисточку она брала в руки, но рисовать ею не решилась.
На констатирующем этапе Мирослава набрала 6 баллов (средний балл– 0,25, то на контрольном этапе она набрала 22 балла (средний балл составил 0,9). На констатирующем этапе она робко пользовалась всем оборудованием для рисования, то на контрольном – она свободно пользовалась красками, кистью, палитрой, водой, салфеткой для вытирания кисточки после промывания от краски.
Рассмотрим динамику изменений в развитии интереса к рисованию у детей при выполнении второго задания. Если принять во внимание конечные результаты, то можно увидеть, что на констатирующем этапе на низком уровне было 70% детей, на среднем – 30%. На контрольном этапе на низком осталось 40% детей, на средний уровень с низкого перешли 30% детей, а дети со среднего уровня, 30% перешли на высокий уровень. Средний балл тоже увеличился с 0,37 до 0,6.
Ранее мы дали определение: интерес это мотив, способствующий ориентировке в какой–либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.
Проследим как в нашем исследовании дети стали лучше ориентироваться в тех параметрах, которые мы отобрали как доступные детям четвёртого года жизни. Самый большой рост дали дети в умении выдерживать пропорции частей – на 10 баллов, на 8 баллов дали рост в умении воспроизводить полнее детали – на 8 баллов. На 5 баллов увеличилась точность воспроизведения цвета, на 4 балла увеличилось время до первого отвлечения от рисования т. е. длительность внимания. Все остальные параметры дали рост на 7 баллов. Поясним каждый параметр.
Во–первых, как изменились результаты отражения в рисунке темы рисования. Если на констатирующем этапе точность отражения темы всеми детьми была оценена 9–ю баллами, то на контрольном этапе дети получили оценку в 16 баллов. Например, Василиса точно отразила тему и была оценена высшим баллом – 3. Такие дети, как Ира, Мирослава, Дима и Камал получили по 2 балла. Они дорисовали какие – то каракули и не смогли объяснить, что это у неваляшки.
Во вторых, – наличие всех деталей. Все детали отразили Мирослава и Камал. Не отразили некоторые детали – не нарисовали ресницы, не украсили шапочку такие дети как Ира, Дима, Василиса. Остальные дети были оценены 1-им баллом, не включили в рисунок большее количество деталей.
Софа и Ира дополнили в свой рисунок пуговицы. Василиса и Дима не отразили ресницы на лице у неваляшки. Точно полностью цвет отобразила только Мирослава, у Веры, Евы и Давида наблюдалось неточное разнообразие цвета. Наиболее полное использовали формат листа Василиса и Камал, неваляшка была на весь лист и располагалась по центру листа. Наиболее большее отклонение от точного расположения предмета на листе допустили Ева и Ира.
Каким образом дети проявляли устойчивость интереса к рисованию, это мы отмечали фиксируя количество отвлечений и время до первого отвлечения.
В этой области наиболее качественные результаты показали Василиса, Камал, Мирослава, у них не было ни одного отвлечения до конца выполнения задания. У остальных детей уменьшилось количество отвлечений до 2 – 3 и увеличилось время до первого отвлечения до 4 – 5 мин.
По результатам выполнения третьего задания мы видим, что изменилось распределения по уровням. На констатирующем этапе, на низком уровне было 70% детей на среднем –20%, на высоком – 10%. На контрольном этапе – на низком уровне осталось 20% детей, 50% детей пере-шли на средний уровень, на высокий уровень, со среднего перешли – 20%. Они присоединились к 10%, которые уже были на высоком уровне, на констатирующем этапе. Теперь их стало 30%. Средний балл стал выше. На констатирующем этапе был 0,43, на контрольном – стал 0,7.
Если сравнить рост результатов по всем показателям проявления интереса, то наименьший рост – на 5 баллов в точности отображения цвета и формы. Увеличилось время сохранения внимания на рисовании до первого отвлечения, что отразилось в увеличении заработанных баллов на – 6. По всем остальным параметрам увеличение оценочных баллов наблюдается на 7 –8 баллов. Сравним теперь уровень проявления интереса к рисованию отдельными детьми. Например, Давид, на констатирующем этапе у него по всем показателям в сумме получилось 8 баллов. На контрольном этапе его балл поднялся до 16. По развитию каждого параметра можно сделать вывод о росте интереса в целом. Василиса и Мирослава и Камал на констатирующем этапе повысили уровень интереса, это подтверждается ростом их балов на 4 –6 балов.
Софа и Ира с низкого уровня поднялись на средний, увеличив количество балов на 5 балов. Давид увеличил свой бал от 8 до 16 балов.
По результатам проведения контрольного этапа исследования можно сделать выводы:
1. Стало меньше отвлечения внимания от рисования, как важном показателе воспитания интереса к рисованию.
2. Если сравнивать результаты роста при самостоятельном выборе детьми темы и при заданной теме рост среднего балла не сильно разнится: 0,6 – 0,7. Это означает, что на развитие интереса к рисованию в большей степени влияет не форма, а сам мотив в виде необычности техники рисования.
3. Этот вывод подтверждается и результатами выполнения первого задания. До использования нетрадиционных техник интерес был на низком уровне, дети показали низкий уровень и средний балл – 0,11. После проведения работы с использованием нетрадиционных техник низкий уровень интереса показали только 60%детей и средний балл, значительно вырос до 0,49.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.
Таким образом, на основе проделанной работы у детей возрос интерес к рисованию посредствам нетрадиционных техник. Дети стали твор-чески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, при-обрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Из этого следует, что ребятам интереснее нестандартные изобразительные материалы. Нестандартный материал вызывает интерес, но в силу того, что дети не знают как его можно использовать, интерес угасает.
Детям необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Наблюдение за детьми показало, что у детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, нам удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственного мнения и вкусов.
2.4. Методические рекомендации для использования нетрадиционных техник рисования в развитии интереса к изобразительной деятельности.
Проведенная нами работа позволила нам найти эффективные способы работы по использованию нетрадиционных техник рисования. Мы рекомендуем эти способы применять воспитателям младших групп. Эти наши находки приобрели форму методических рекомендаций:
1. Прежде, чем приступить к обучению детей нетрадиционным техникам рисования, следует провести диагностику, на выявления знания окружающего мира.
2. Для получения эффекта в понимании и познании ребенком процесса рисования, следует провести индивидуальную работу с каждым ребенком.
3. Прежде, чем предлагать детям рисовать определенным материалом, следует показать образец этих действий на демонстрационных материалах.
4. Следует совмещать показ материала и действия с объяснением, чтобы формировать единый условный рефлекс на основе зрительных и слуховых восприятий.
5. На первых этапах следует использовать несложные техники, чтобы конечный результат был достигнут без особых усилий.
6. Чтобы дети лучше воспринимали новые виды рисования, следует проводить тактильное ознакомление с предметом, которым будет, выполнятся работа.
7. От занятия к занятию постепенно увеличивать количества используемых предметов для художественной деятельности.
8. Необходимо продумывать заинтересовывающий момент для проведения занятия в определенной технике.
9. Чтобы достичь постепенности в переходе от простых техник к более сложным, следует вначале до автоматизма отработать легкие техники рисования.
10. В процессе рисовании необходимо проговаривать названия движений, при выполнении работы.
11. Следует использовать приём дорисовывания элементов на глазах у детей. Это будет подводить к пониманию моделей.
12. Для успешного понимания техник нетрадиционного рисования нужно создавать для ребят положительные эмоции (занятия–игры).
13. Необходимо учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения.
14. Учить соединять в одном рисунке разные материалы для получения выразительного образа.
15. Конечно же развивать эстетические чувства: формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
16. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
17. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии интереса к рисованию. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решить поставленную нами задачу. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитии интереса у дошкольников к рисованию.
Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень интереса к творчеству детей младшего дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник рисования в целом пока-зывает позитивные результаты. Диагностика показала существенные изменения в структуре художественного творчества у детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе после проведённой диагностики мы пришли к следующим выводам:
1. Из выбранных нами параметров проявления интереса к рисованию: устойчивость и деятельность дети проявляли очень слабо. Это подтверждается тем, что они были неустойчивы в выборе заинтересовав-шего их оборудования для рисования: хаотично брали то карандаши, то кисточку, то палитру. Было больше похоже на простые манипуляции с предметами, предназначение которых было мало знакомо детям. Деятельность проявили только три ребёнка и ограничились только карандашами и бумагой.
2. В набранных баллах мы видим, что были дети, набравшие 0 баллов. Самый высокий показатель – 6 баллов. Средний балл всех детей 0,11. Это убеждает нас в необходимости проведения работы по использованию необычных форм рисования. На формирующем этапе мы предлагали детям разнообразные нетрадиционные техники рисования. Чтобы убедиться в эффективности применения нетрадиционных техник в воспитании интереса к рисованию, был проведён контрольный этап исследования.
По результатам контрольного этапа мы пришли к следующим выводам:
1. Стало меньше отвлечения внимания от рисования, как важном показателе воспитания интереса к рисованию.
2. Если сравнивать результаты роста при самостоятельном выборе детьми темы и при заданной теме рост среднего балла не сильно разнится: 0,6 – 0,7. Это означает, что на развитие интереса к рисованию в большей степени влияет не форма, а сам мотив в виде – необычности техники рисования.
3. Этот вывод подтверждается и результатами выполнения первого задания. До использования нетрадиционных техник интерес был на низком месте: 100% детей показали низкий уровень и средний балл – 0,11. После проведения работы с использованием нетрадиционных техник низкий уро-вень интереса показали только 60% детей и средний балл, значительно вырос до 0,49.
По результатам трёх этапов исследования мы разработали методические рекомендации для воспитателей по проблеме исследования.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, развитию интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста способствует использование нетрадиционных техник рисования.
В крации.