Елена Анатольевна Кокоурова
Динамические паузы в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кокоурова Е. А., воспитатель
МБДОУ детский сад №97 г. Иркутска
В последнее время наблюдается тенденция перегруженности детей различными кружками, секциями, занятиями. Даже в детском саду весь день ребёнка загружен и расписан поминутно. Что же делать, как разгрузить и отвлечь детей от бесконечных заданий? Помогут динамические паузы.
Публикация «Динамические паузы в образовательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Динамические паузы являются формами активного отдыха детей, снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Развитие детей всегда происходит в движении. С развитием навыков движения в тесной взаимосвязи находится звукопроизношение, поэтому важным моментом в дошкольном возрасте является использование динамических пауз со словами в стихотворной форме.
Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.
При динамических паузах происходит закрепление правильности произнесения звуков, а также развивается интонационная выразительность речи, пластика, мимические навыки, координация, точность общей и мелкой моторики.
Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.
Цель проведения динамических пауз - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п., обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Ребёнок развивается в движении.
С помощью увеличения двигательной активности осуществляется коррекция речевых нарушений, укрепление физического здоровья. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, подвижные игры.
Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательный развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой, так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.
Для стимуляции интеллектуального развития эффективно применение кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствуют развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода дает возможность улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику; снижает утомляемость; повышает способность к произвольному контролю.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движений.
Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений, практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные суррогаты, которые никак не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и развивающегося организма в движениях и положительных эмоциях, сопровождающих реальные игровые действия. Многочасовые сидения у мониторов и телевизоров, подавляющие физическую активность, уменьшают потенциал интеллектуального и личностного развития. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду защищает еще не окрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок.
Наши многолетние наблюдения позволяют сделать следующие выводы:
– успешность применения физкультминуток на занятиях зависит от их разнообразия и качественных характеристик;
– грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме занятия, становятся его гармоничной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала;
– креативность и педагогическое мастерство воспитателей, умелый подбор и неоднократное (в течение занятия) включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает охранить и укрепить их здоровье.
Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.
Список литературы.
1. Аверина Ирина Евгеньевна. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие.
2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005. – 108 с. (Развитие и воспитание).
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.
4. Тукачёва С. И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. ,2010 г.