Наталья Борисенко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков с-з в слогах, словах и фразовой речи
Цель: Учить дифференцировать звуки [c] – [з] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно- образовательные:
• учить давать сравнительную характеристику звуков [ з]-[ с];
• учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [с] - [з];
• закреплять умение составлять предложения.
коррекционно- развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
• развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую моторику;
• развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;
• совершенствовать фонематическое восприятие.
коррекционно- воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитывать интерес к играм со звуками и словами;
• развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу
Подготовительный этап
Знакомство со звуками «С» «З»
Реализуемые образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Используемый материал: тематические предметные картинки, прищепки, флажки с картинками, игрушки, игры «Мерсибо», кубики Зайцева, буквы М,О,Р,О,З. магнитные квадраты для звукового анализа, мяч, парашют, снежинки из бумаги, маркеры, листы с недописанными буквами,«световая песочница».
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
1 Организационный момент.
Логопед: К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Что за звездочки такие?
На пальто и на платке –
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинки)
Упражнение на дыхание: «Снежинка»
Логопед: Снежинки прилетели на наши ладошки. (Раздаю детям бумажные снежинки) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
Логопед: В моей коробке лежат буквы, из которых получится слово. Прочитав его, мы узнаем, относится ли оно к теме нашего занятия.
За каждые 2 задания я буду выдавать вам букву.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы красиво и чётко говорить, нам надо сделать артикуляционную гимнастику. Смотрите на экран и повторяйте упражнения.
Артикуляционная гимнастика с «Мерсибо». (интерактивная игра)
Логопед: Молодцы, садитесь.
2. Введение в тему занятия.
Логопед: Итак, сегодня мы будем сравнивать два звука. Я назову слова, а вы определите, какой звук будет общий в них :
Собака, стакан, нос. (С)
Заяц, коза, заноза. (З)
Итак, мы будем работать со звуками С и З, и буквами С и З.
Логопед: Давайте вспомним и дадим характеристику этим звукам.
с- согласный, твердый, глухой
з- согласный, твердый, звонкий
Чем отличается звук от буквы (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)
3. Первое задание:
Логопед: я кидаю мяч и называю глухой слог. Вы ловите, возвращаете мне мяч и называете звонкий слог. (са – за, со – зо, су- зу, сы – зы, сэ – зэ)
4. Второе задание:
Логопед: Подойдем к песочнице. В песке спрятаны картинки со звуками С и З. найдите их. На одну веревочку прикрепите прищепкой картинки со звуком [С], на другую – со звуком [З].
(зонт, береза, знак, забор.
Стакан, бусы, санки, носок)
Молодцы!
Получите букву М.
5. Третье задание:
Логопед: Теперь хочу проверить ваше умение заменять один звук другим. Если у меня будет звук С его нужно заменить на З. (слайды с картинками)
Суп – зуб
Коса – коза
Лиса – Лиза
Роса – роза
Сахар – Захар
Сайка – зайка
6. Четвертое задание:
Логопед: Ребята, посмотрите, на столе вы видите разнообразные игрушки. Я называю слово, в котором пропущен первый звук. Ваша задача догадаться, что это за слово и подобрать подходящую игрушку.
_обака, -аяц, _ок, _ани, _абор, _адача, _такан.
Логопед: Молодцы хорошо справились с этим заданием. Получите ещё одну букву. Какую? – о.
7. Пятое задание:
Логопед: А сейчас возьмите кубики. Я буду называть слова, а вам надо определить какой звук в слове. Если звонкий, звеним серым кубиком, если глухой, то коричневым. Если вы услышите два звука и З и С, то звеним двумя кубиками одновременно.
Сокол, самокат, стразы, сахар, стакан, узор, подсолнух, солдаты, засада, гроза.
8. Физминутка
Логопед: У меня есть весёлый мяч и парашют. Мы все будем держаться за парашют, поднимать руки вверх и опускать вниз, чтобы мяч не упал. Ваша задача, не упустить мяч с улыбкой.
9 Шестое задание:
Логопед: Буквоешки откусили буквы С и З. Возьмите маркеры и допишите эти буквы на листочках.
Хорошо, вы получаете букву. Какую? Р.
10. Седьмое задание:
Игра с фонариком «Кто застрял в сугробе»
Логопед: возьмите фонарик и посветите фонариком на сугроб и увидите, кто там застрял. Составьте предложение по картинке.
Получайте ещё одну букву. Какую? - о
11 Восьмое задание
Логопед: Последнее задание.
Интерактивная игра «Хитрые половинки». На экране половина картинки, а вторая половина- слог справа. Надо выбрать нужный слог.
Получите последнюю букву. Какую? –З.
12. Девятое задание.
Логопед: Ребята, соберите все буквы в слово! Какое слово у нас получилось?
МОРОЗ! Какая буква в конце слова? Какой звук мы слышим? Почему это слово подходит к теме нашего занятия?
13. Итог
Логопед: С какими звуками мы работали?
Какие задания вам показались сложными?
Какое задание вам больше всего понравилось?
Какое самое необычное? (ответы детей)
Ребята, вы большие молодцы!
Всем до свидания!