Юлия Воронкова
Конспект урока «Русские народные песни и пляски» во втором классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
по теме:
«Русские народные песни и пляски»
во 2-м классе
Цель урока : приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными инструментами, народными песнями и плясками.
Предметные:
Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, интерес к музыкальным традициям и истории своей страны.
Публикация «Конспект урока „Русские народные песни и пляски“ во втором классе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству, как способу познания мира; освоение техники игры на народных музыкальных инструментах.
Коммуникативные: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
Методы:
• Эмоциональной драматургии
• Наглядно-слуховой
• Наглядно-зрительный
• Словесный
• Метод сравнения
• Метод размышления
• Практический
Оборудование:
• Мультимедийная установка
• Ноутбук
• Платочки
Музыкальный материал:
• «Ромашковое поле» Муз. А. Сизова;
• «Моя Россия» Муз. Г. Струве Сл. Н. Соловьевой;
• Частушки;
• «Во поле береза стояла» русская народная песня;
• «Ах, вы сени» русская народная песня;
• «Во саду ли, в огороде».
Ход урока:
1. Создание эмоционального настроя
Ребята! Меня зовут Воронкова Юлия Викторовна. Я – учитель Воздвиженской школы. Сегодня я немного волнуюсь, но я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Мы находимся не в простом кабинете, а музыкальном, поэтому здороваться мы будем по музыкальному. Итак, начнем.
Слайд № 1
Звучит песня «Ромашковое поле»
(исполняет учитель музыки, акапелла; на экране демонстрация русской природы)
-Тронула вас эта песня? (ответы детей)
-Как она звучала? (ответы детей)
-Да, действительно, это очень красивая песня, которая звучит мягко, певуче, протяжно, нежно и ласково. Эту песню я исполнила от чистого сердца и с душой. А о чем эта песня? Правильно, о России. Вы знаете песню о России, которая по характеру похожа на песню, которую вы сейчас слышали?
(ответы детей).
- А давайте, мы исполним песню «Моя Россия» Музыка Струве, слова. Соловьевой. Но только просьба - постарайтесь спеть ее от всей души, от чистого сердца и с любовью к нашей Родине.
2 этап - художественное исполнение песен.
Исполнение песни «Моя Россия» Муз. Струве, слова Соловьевой.
- Ребята вы молодцы, спели просто замечательно. Песня лилась из ваших душ, и я надеюсь, что от чистого сердца. У песен, с которых мы начали нашу встречу, есть авторы. Кто пишет песни?
(Композитор и поэт).
- Как мы называем такие песни? (Композиторские).
- А какие песни еще бывают? (Народные).
- А что значит народные? (Их придумал народ).
- О чем же мы сегодня с вами будем говорить?
(О России и русского народа).
- Тема нашего урока «Русские народные песни и пляски».
Слайд № 2
- Всю жизнь песни сопровождают человека. Почему так говорят? Как вы понимаете эти слова?
Слайд № 3
(Песней успокаивали плачущего ребенка, трудились на поле, песня поднимала настроение на праздниках, помогала солдатам нести свою тяжелую службу и т. д.)
- А песни одинаковые по характеру?
(Одни песни звучат чуть с грустинкой, плавно и лирически. А другие веселые, да такие, что в пляс пуститься хочется.)
- Ребята, а вы знаете какие нибудь русские народные песни?
(Ответы детей)
- Откройте учебники на стр. 40 вы увидите название русских народных песен. Кто нашел назовите их.
«Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде».
- Эти песни русские народные. Давайте мы с вами прослушаем песню «Во саду, ли в огороде». Только слушайте внимательно и скажите о чём эта песня?
Слайд № 4
Слушание.
- О чем эта песня.
(О девушке).
- Какой характер у этого произведения?
(Весёлый, радостный).
- Что вам хотелось сделать под эту музыку?
(Танцевать).
- Есть у русского народа особые коротенькие веселые песенки - шутки.
- А как они называются мы узнаем, открыв учебник на стр. 38.
Слайд № 5
- Итак, как же называются эти песенки? Как их называют?
(Частушки).
- Правильно. Сейчас мы устроим частушечное состязание между группами. Как называется ваша группа. Ну- ка хором.
(Забавушка, Калинка, Скоморохи)
- Каждой группе я раздаю по частушке. Ваша задача исполнить её. Но сначала мы, как настоящие певцы немного прорепетируем. Но репетируем шепотом, чтобы не мешать друг, другу. Сражаться готовы?
Исполнение частушек.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
Сидит заяц на заборе.
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело,-
Может, заяц космонавт.
У охотника на мушке
Распевал козёл частушки.
А у нашей Маши в кружке
Поселилися лягушки.
В огороде воробей
Дожидался кошку.
Он хотел ей подарить
Лаковую брошку.
- Молодцы. Мне очень понравилось.
3этап – закрепление знаний о русских народных инструментах и игра на них.
- Посмотрите на стр. 40 у вас изображены муз. инструменты. А на каком инструменте вы бы сыграли частушки?
(Балалайка, баян, рожок, трещотка).
Слайд № 6
- Называю и показываю все инструменты.
- Я вам предлагаю сыграть в музыкальную игру «Угадай муз. инструмент». Вы услышите звук музыкального инструмента и определите, какой это музыкальный инструмент.
1. «Баян»;
Слайд № 7
2. «Ложки»;
Слайд № 8
3. «Трещотки»
Слайд № 9
4. «Рожок»;
Слайд № 10
5. «Свистулька»;
Слайд № 11
6. «Гусли»;
Слайд № 12
7. «Балалайка».
Слайд № 13
- Молодцы! Все угадали.
- А вы хотели бы сыграть на русских народных инструментах?
-Я привезла вам русские народные инструменты.
- Это рубель на нём играют вот так.
- Это трещотки на них играют так.
- Это ложки на них играют.
- Мы попробуем с вами поиграть, но вы внимательно слушайте меня.
3 этап – рассказ о народном танце и практическая часть.
- Задорные частушки и задорные песни всегда на Руси сопровождались плясками. Очень Руси устраивали перепляс. Перепляс - это соревнование плясунов в изобретательности, силе, ловкости, мастерстве. И музыка такая же жизнерадостная, веселая, удалая, стремительная. В переплясе побеждал тот, кто не только мог повторить движение соперника, но и придумать свое, более сложное, интересное, оригинальное.
- Давайте посмотрим видеофрагмент перепляса.
Слайд № 14
- А теперь устроим свой перепляс. Но есть одно условие, чтобы вы меня переплясали.
Слайд № 15
4 этап - Физ. минутка. «Ах, вы сени».
- Вы просто молодцы!
- Ребята, вы знаете, что самый старший в семье русских танцев танец - хоровод. Он существует уже несколько столетий. Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Особенно красиво выглядел хоровод, когда вереница девушек и парней двигалась через холмы. В правой руке у девушек был яркий платок, руки с платками то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на противоположное плечо. Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент хоровода, в исполнение ансамбля «Берёзка».
Слайд № 16
- А сейчас давайте вместе станцуем хоровод.
Слайд № 17
Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» (дети взялись за руки и двигаются по залу змейкой и поют. Молодцы ребята садитесь.
5 этап - Рефлексия.
Слайд № 19
6 этап - Домашнее задание.
- Поем понравившиеся песни, повторяем танцевальные движения и придумываем свои движения. Не забудьте делать все это вместе с родителями!
- Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось узнать понравился ли вам урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам было интересно на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было трудно для вас?
- Чему вы научились?
- А хотели бы вы ещё сыграть на русских народных инструментах?
- Зачем же нам нужны знания о народной музыке, песнях, танцах? (ответы детей).
- А занятия такие нам с вами очень нужны для того, чтобы не забывать – откуда мы родом. И не терять нашу культуру.
- До свидания!