Алёна Коптелова
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка — сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка : педагогическая поддержка и сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
Как сказано в Законе «Об образовании», «государство создает условия гражданам с отклонениями в развитии для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
Публикация «Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов ребенка — сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В последнее время специальное образование существенно изменилось. Инновационные процессы требуют изменения привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с образованием, воспитанием, коррекцией и социализацией школьников с ограниченными возможностями.
Даже древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - значит решить ее пополам, но когда вы видите ее, вы понимаете, что она внутри вас». Учителя знают, что все ученики с плохими образовательными возможностями, с особой индивидуальностью и практической деятельностью не ориентированы на познавательный процесс.
Можно что-нибудь изменить? В первую очередь, при работе с данной категорией студентов необходимо решать задачи, которые помогли бы малообразованным школьникам адаптироваться в обществе, работать на уроках с учетом возможностей, общего образования и их индивидуальных особенностей. С учетом индивидуализации и дифференциации образовательного процесса необходимо решать проблемы предварительной профильной подготовки детей с ОВЗ и их индивидуальных образовательных траекторий. Это возможно при наличии базы данных, индивидуальных характеристик темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, умений и навыков умственно отсталых школьников.
Что же такое дифференциация и индивидуализация обучения?
Дифференцированное обучение - это создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями с разными способностями и проблемами путем их объединения в однородные группы.
Индивидуализация уроков - это взаимодействие преподавателя с группой студентов по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей и способностей.
Важность дифференциации заключается в том, что учитель хорошо знает:
- Возможности обучения для умственно отсталого ученика;
- Его личные качества, играющие огромную роль в усвоении учебного материала;
- Опирается на обратную связь с учениками на каждом уроке.
Суть принципа индивидуального подхода заключается в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления развитием их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку подходящих мер воспитательного воздействия с учетом выявленных характеристик. В коррекционной школе типа VIII ученик-учитель имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика в классе и дополнить их учебными наблюдениями. В результате формируются образовательные черты учащихся, отражающие состояние их языка, внимания и памяти, темп работы и общую работоспособность, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-произвольной области. На основе этих данных педагог намечает ближайшие и будущие задачи в работе с каждым ребенком и разрабатывает систему педагогических мероприятий по их решению для фронтальной работы с классом, а в некоторых случаях - для индивидуальной дополнительной работы.
Сказать, что обучение детей с низкими образовательными возможностями - пустая трата времени, означает, что сам учитель не имеет полной информации об этом ребенке и поэтому нуждается в самонаблюдении и корректировке своей практической деятельности с точки зрения индивидуализации и дифференциации обучения.
Положительные стороны дифференциации заключаются в следующем:
- исключить балансировку и усреднение детей;
- повышение мотивации к обучению в группах с высоким и достаточным уровнем образования
- объединение детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в группы равных возможностей для облегчения восприятия материала;
-создание бережливых условий для слабых учеников.
Как показывает практика, дифференцированное обучение осуществляется в двух основных формах: «внешняя» и «внутренняя».
1) Внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся, в том числе учащихся с пониженным интеллектом.
То есть коррекционная школа VIII типа уже в целом осуществляет дифференцированный процесс : это специальная школа для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями; здесь созданы условия для обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально-психологических, организационных и управленческих мероприятий) с учетом особенностей детского контингента;
Также существует внутренняя дифференциация как организационная форма учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой учащихся с учетом наличия общих характеристик, важных для учебного процесса.
Внутренняя дифференциация - основное средство реализации индивидуального подхода к ученику в процессе обучения, тренировки и коррекции.
Внутренняя дифференциация :
- Это разделение детей внутри класса на группы по уровню интеллектуального развития.
- В педагогической практике класс обычно делится на три группы с высоким, средним и низким уровнем развития.
- При планировании и организации детских занятий в классе для каждой из групп могут быть предложены задачи разной сложности и разные методы обучения, используемые для объяснения, закрепления и контроля.
Для реализации дифференцированного подхода в первую очередь необходимо разделить учащихся на группы. В школьной практике в некоторых случаях используется простое разделение учеников на сильных, средних и отстающих. В какой-то степени это помогает учителю проявлять тонкость. Тем не менее, это различие не принимает во внимание причины трудностей обучения школьников и не дает возможности специально помочь учащимся справиться с трудностями, связанными с трудностями материала. На уроках шитья, например, две девочки отстают от основной группы по пошиву одежды, качество их одежды оставляет желать лучшего, и учитель оценивает их как слабых. Однако причины их отставания разные: один отстает из-за локальных двигательных нарушений, при относительно сохраненном интеллекте, проявляющемся в умении анализировать особенности продукта, планировать работу и адекватно ее оценивать, другой из-за низкого уровень интеллектуального развития и связанная с ним патологическая замедленность движений. В силу разных причин отставания этих студентов нельзя отнести к одной группе, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различаются. В силу разных причин отставания этих учащихся нельзя отнести к одной группе, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различаются.
Благодаря дифференцированному подходу педагог получает возможность:
-помочь слабому ученику, уделить внимание сильному
-не снижать общий уровень обучения;
-эффективно работать с учениками, плохо адаптирующимися к социальным нормам;
-создать оптимальные условия для более сильных учеников;
- изменить «Я» - представление о ребенке : сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успехи в учебе.
Из этого следует:
• Дифференцированное обучение - это не цель, а средство личного развития.
• Невозможно разработать его, не зная индивидуальность каждого учащегося с уникальными для него личными характеристиками.
• Только знание индивидуальности каждого гарантирует развитие личностно-ориентированной системы обучения.
Таким образом, отправной точкой в организации такого обучения является раскрытие индивидуальных характеристик (навыков) каждого развивающегося ученика. Именно дифференцированные формы обучения создают для этого благоприятные условия. Школа, которую проходит каждый человек в решающий момент возраста и личностного развития, - это уникальный социальный институт, который стремится раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все остальные (техникум, университет, семья, работа) опираются только на уже сложившуюся индивидуальность, которая, так сказать, «использует свои свойства и характеристики». Так, профессиональная ориентация только корректирует соответствие (несоответствие) индивидуальных характеристик требованиям профессии. Изначально они обнаруживаются только в школе. Наша работа - помочь студенту познать себя, определиться и по возможности реализовать себя.
Только школа должна определить индивидуальность каждого ученика, помочь найти ответ на вопрос, «каков я», дать компетентные рекомендации по наиболее благоприятному пути индивидуального развития. Самая главная и ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность, развить ее, утвердиться, заявить о себе, проявить себя, добиться избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.
Каждый ребенок уникален как носитель собственного опыта. К моменту поступления в школу у него уже есть начальное умственное развитие, и скорость его развития во многом определяется организацией влияния в классе. С самого начала необходимо создать для всех школьную среду, не изолированную, а, напротив, более разнообразную школьную среду, которая позволяет им самовыражаться. И только если учитель профессионально признает эту возможность, можно рекомендовать наиболее благоприятные дифференцированные формы обучения для развития ребенка.
Это означает, что индивидуализация не является результатом дифференциации, а наоборот способствует дифференциации индивидуализации обучения.
В целях развития индивидуальности следует признать, что главное не «внешняя», а «внутренняя» дифференциация. Мы называем это гибким; Нежные, возможные правильные методы, которым учат учителя с первых заданий в школе и в классе. У него должны быть дидактические материалы, которые позволят ученику выбрать наиболее удобные и приятные виды задач, содержание учебного материала и форму его выражения: на основе этого учитель определяет избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость его проявлений, активность и самостоятельность в их реализации через методы обучения.
Постоянный профессиональный мониторинг позволяет учителю создать «базу данных» о студенте, индивидуальный когнитивный «профиль», который у него формируется. Когда появляется такой «профиль» (от класса к классу, появляется основа для определения жестких, более дифференцированных форм обучения ученика (предметные классы, индивидуальные программы и т. Д.). Учебное наблюдение должно быть оформлено в виде индивидуальной карты когнитивного (психического) развития и служить основным документом для выбора дифференцированных форм обучения.
Вы можете переключиться на «внешний» только через «внутреннюю» дифференциацию.
Основные принципы обратной связи между учителем и учеником:
-принцип свободы выбора (в каждом действии студенту предоставляется право выбора);
-Принцип деятельности (использовать возможности, знания и интересы самих студентов);
-Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения)
Рассмотрим рекомендации по созданию педагогических условий для успешной дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
Реформа специального образования требует пересмотра и совершенствования уже известных, известных технологий. Во-первых, переход от ориентации на среднего ученика к ориентации на каждого ученика является безусловным, что, благодаря дифференцированным и индивидуальным программам обучения, обеспечивает развитие его индивидуальных и личных потребностей и навыков.