Анастасия Сысаева
Дидактическое пособие «Забавный парашют» (для детей дошкольного возраста)
В нашем детском саду в конце января проходит ежегодный конкурс дидактических пособий. На этот раз мы с коллегой соавтором Нургалиевой Ольгой Федосеевной не совсем новое придумали пособие. Оно многим известно. Но мы продумали, как его можно использовать на своих музыкальных занятиях и в какие игры с ним можно поиграть. Итак, представляем вашему вниманию "Забавный парашют"
Публикация «Дидактическое пособие „Забавный парашют“ (для детей дошкольного возраста)» размещена в разделах
Пособие можно отнести к форме организации учебного материала, который ребенок дошкольник осваивает и закрепляет. Парашют является универсальным, т. к. назначение его очень широкое. Может использоваться в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель: Развитие музыкального воспитания ребенка.
Задачи:
1. Расширение и закрепление знаний о музыкальных инструментах (тембр, приемы игры, внешний вид)
2. Развитие творчества, фантазии детей, театральных способностей.
3. Развитие эмоционального отклика на музыку, закрепление музыкально-выразительных средств.
4. Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста.
Дидактическое пособие включает в себя шесть блоков.
- блок с музыкальными инструментами;
- блок с дикими и домашними животными;
- блок с осенними листочками;
- блок - активное слушание музыкальных произведений;
- блок на развитие эмоций;
- блок тематических занятий. (зима – весна)
Итак, Блок 1. «Музыкальные инструменты»
А поиграть можно так:
А) «Отгадай загадку»
Ход игры: В центре парашюта лежат карточки с музыкальными инструментами. Задача детей, отгадав загадки заполнить соответствующими картинками клинья парашюта.
Б) «Узнай музыкальный инструмент» (8 человек)
Ход игры: Дети под музыку двигаются вокруг парашюта. При остановке музыки за ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Кто остановился напротив соответствующего музыкального инструмента, выбирает его и играет. Затем игра продолжается.
В) «Третий лишний» (больше 8-ми человек)
Ход игры: Дети двигаются под музыку по кругу, при остановке занимают свободный клин парашюта, кому не хватило клина, тот танцует под музыку.
(или может выполнять любое другое задание)
Блок 2. «Дикие и домашние животные»
А) «Узнай животное» (8 игроков)
Ход игры: На парашюте разложены картинки разных зверей. Дети двигаются под музыку вокруг парашюта, затем, музыкальный руководитель исполняет музыку характерную какому-либо зверю. Далее, тот ребенок, который стоит напротив характерного зверя, его изображает. Затем игра продолжается.
Б) «Веселый кубик» (6 игроков)
Ход игры: Дети встают напротив какого-либо животного, изображенного на парашюте и под музыку передают кубик. После остановки музыки ребенок с кубиком в руках подбрасывает его и тот участник, у которого картинка соответствует выпавшей на кубике, изображает, или издает звук данного зверя.
В) «Придумай название животного» (по технологии ТРИЗ, 8 участников)
Ход игры: На парашюте разложены 8 изображений животных. Дети разбирают хвостики этих зверей и двигаются по кругу под музыку. При остановке музыки их задача приложить хвостик, тому животному, напротив которого они остановились. И придумать новое название зверю.
Блок 3. «Осенние листочки» (16 игроков)
А) «Раз, два, три – нужный лист возьми»
Ход игры: На парашюте разложены листья по количеству игроков. Дети под музыку двигаются по кругу. На сигнал: «Раз, два, три – кленовый лист бери (березовый, дубовый, рябиновый, дети, которые стоят напротив нужного листочка его поднимают.
Б) «Листья бывают разные - желтые, зеленые, красные» (16 игроков)
Ход игры: По принципу предыдущей игры. Но на сигнал : «Раз, два, три – зеленый (желтый, красный) лист бери.
В) «Слушай внимательно» (8 человек)
Ход игры: На парашюте разложены листья по количеству игроков трех цветов. (красный, желтый, зеленый) Эти цвета соответствуют разным движениям. Зеленый – дети хлопают в ладоши; красный – прыгают как мячики; желтый – шагают на месте. Дети под музыку двигаются по кругу. Затем выполняют движения те ребята, которые остановились у листочка соответствующего цвета.
Блок 4. «Активное слушание музыки»
Дети слушают музыкальное двухчастное (разного характера) произведение (например «Марш Радецкого», «Аквариум» К. Сен-санса и др) и выполняют движения, взяв в руки парашют, характерные частям музыкального произведения. (маршируют по кругу, бегут под легкую музыку, покачивают плавными или сильными движениями, замирают и т. д.)
Блок. 5 «Эмоции»
А) «Угадай настроение» (8 игроков)
Ход игры: В центре парашюта лежат карточки с изображением эмоций рубашкой вверх. Дети под музыку идут по кругу, затем любой названый ребенок берет первую карточку и показывает всем соответствующую эмоцию, тот ребенок, который угадывает, забирает карточку себе. Затем игра продолжается с этим угадавшим игроком.
Б) «Подбери эмоцию» (6 игроков)
Ход игры: На парашюте разложено 6 карточек с эмоциями, у детей аналогичные карточки в руках. Дети двигаются под музыку в рассыпную, при остановке музыки, находят соответствующую эмоцию на парашюте и встают напротив, затем меняются карточками между собой или отдают другим сидящим детям и игра продолжается.
Блок 6. «Тематические занятия»
Тематическое занятие «Зима».
На занятии музыкальный руководитель с детьми говорят о признаках зимы. Во время перечисления признаков ребенок выбирает соответствующую картинку и прилепляет ее на парашют. Далее происходит обыгрывание каждой картинки по разным видам деятельности. (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, подвижные и музыкальные игры, пальчиковые и и речевые, распевки, массажи и т. д.) аналогично происходит на занятии «Весна» и т. д.
Интересных всем занятий.
А мы с таким парашютом уже играем.