Валерия Фокина
Дидактическое пособие «Теремок» с элементами нетрадиционных технологий в коррекционно-речевой работе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие с элементами нетрадиционных технологий в коррекционно-речевой работе для детей с ОВЗ
Актуальность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных образовательных условий. Для этих детей характерно отставание в формировании всех компонентов языковой системы, а также им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, слабо развита мелкая моторика рук.
Публикация «Дидактическое пособие „Теремок“ с элементами нетрадиционных технологий в коррекционно-речевой работе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Игры, дидактические пособия по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
Применение элементов нетрадиционных технологий в коррекционно-речевой работе способствует успешному преодолению речевых нарушений, формированию лексико-грамматических категорий, решению проблем мотивации, социализации и здоровьесбережения, развитию высших психических функций.
В результате анализа исходного состояния выявленной проблемной ситуации было принято решение о разработке дидактического пособия «Теремок».
Целью данного пособия является формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-7 лет с особыми образовательными потребностями с использованием элементов театрализации.
Задачи.
- Расширять пассивный и активный словарный запас. Совершенствовать навыки употребления в речи существительных, прилагательных и глаголов.
- Учить образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами;
- Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе;
-Формировать умение образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные имена прилагательные, местоимения;
- Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже;
- Закрепить навыки образования и употребления глагольных форм;
- Совершенствовать навыки образования и использования в речи приставочных глаголов;
- Учить употреблять простые и сложные предлоги;
- Формировать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине, дополнять предложения недостающими словами;
При создании пособия учтены различные варианты его использования, в зависимости от характера речевого нарушения. Пособие применяется с учётом содержания, целей и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.
Использование данного пособия в целях усвоения грамматических категорий у детей с ОВЗ становится возможным при выполнении следующих условий:
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- последовательном ознакомлении с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;
- насыщении интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
ОПИСАНИЕ
Ширма-домик с тканевым покрытием из фетра размером: ширина 77 см., высота 90 сантиметров, боковые створки 90 сантиметров на 37 сантиметров. На него крепятся съемные детали из фетра.
Для пособия созданы :
1. Наборы плоскостных изображений из фетра: «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
2. Набор пальчиковых кукол, связанных крючком к сказкам «Колобок», «Теремок».
3. Плоскостные герои из фетра к сказке «Курочка Ряба», «Три медведя».
4. Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматических категорий. Приложение №1.
5. Картотека стихотворений и загадок. Приложение №2
Детали пособия эстетично оформлены и изготовлены из мягких, приятных на ощупь материалов.
Пособие можно использовать во время индивидуальной работы учителя-логопеда с ребенком, в совместной деятельности с подгруппой детей, как элемент интегрированного занятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Во время игр с использованием пособия «Теремок» интенсивно развивается речь, дети научились в непринужденной «сказочной»
-образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами;
-различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе;
- образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные имена прилагательные, местоимения;
- согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже;
- образовывать и использовать в речи приставочные глаголы;
- употреблять простые и сложные предлоги;
- составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине, дополнять предложения недостающими словами;
Данное пособие способствует формированию интереса к учению у дошкольников, приносит им успех и радость творческого общения, дает возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал, необходимый для развития навыков и умений устной речи. Также укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности и на деятельность в целом.
Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей к пособию «Теремок»
«К медведю пришли гости»
Задачи: активизировать словарь по теме «Посуда». Учить употреблять простые предлоги. Формировать умение составлять простые предложения по вопросам, дополнять предложения недостающими словами.
Ст. гр. Формировать умение составлять простые и сложные предложения по демонстрации действия. Употреблять простые и сложные предлоги.
Оборудование: набор «Посуда» из фетра, стол, вязаные игрушки на пальчик мишка, зайка, лиса, волк, мышка.
Ход: педагог от лица Медведицы (вязаная пальчиковая игрушка) рассказывает, что к медвежонку пришли гости, предлагает помочь накрыть на стол. Ребенок берет посуду, размещает на плоскостном столе из фетра. Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Куда ты поставил чашку? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если ребенок затрудняется, педагог начинает фразу, а он заканчивает.
В старшем возрасте ребенок выполняет действие, сопровождая его речью.
«Предметы для Мишутки»
Задачи: учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: набор «Мебель» из фетра, герои сказки «Три медведя», пособие «Теремок».
Ход: взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а ребенок для Мишутки. Ребенок прикрепляет предметы и называет их (кровать – кроватка, стул – стульчик, подушка-подушечка, одеяло-одеяльце, ложка-ложечка, чашка-чашечка).
«Угостим медведей»
Задачи: учить образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами; закрепить названия предметов посуды.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы «Посуда», плоскостные игрушки «Три медведя»,
Ход: ребенок выбирает из набора посуду называет и размещает на плоскостном столе из фетра чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка- чашечка, тарелка – тарелочка, ложка- ложечка.
«Чье это?»
Задачи: учить детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Ст. гр. Совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Сформировать умение составлять простые предложения по вопросам.
Оборудование: набор предметов для сказки «Три медведя» с мебелью и постельными принадлежностями из мягкого материала. Пособие «Теремок».
Ход: взрослый с пальчиковой игрушкой Маша спрашивает – Чья это кровать? Чей стул? Чья тарелка? И т. д. Ребенок отвечает, используя при этом медведей из фетра.
«Один - много»
Задачи: учить образовывать существительные мужского, женского и среднего рода множественного числа.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Ст. гр. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже.
Оборудование: набор из фетра «Фрукты», пособие «Теремок».
Ход: 1 вариант - взрослый прикрепляет на рабочей поверхности «Теремка» и называет фрукт в единственном числе, а ребенок во множественном. Один лимон, много лимонов и т. д.
2 вариант – предлагается сосчитать уже прикрепленные овощи (одна груша, две груши …. пять груш).
«Загадки Зайца»
Задачи: учить различать и выделять характерные признаки овощей, активизировать словарь по теме. Формировать умение согласовывать прилагательное с существительными мужского и женского рода.
Ст. гр. Совершенствовать навык согласования прилагательных в роде, числе и падеже.
Оборудование: пальчиковая вязаная игрушка «Заяц», коробочка, плоскостные овощи из фетра, «Теремок».
Ход: ребенок выбирает себе «героя» (из набора пальчиковых игрушек). Взрослый берет на себя роль зайчика и объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка описывает овощ, а ты должен догадаться, что это. Выбрать из коробочки и закрепить на рабочей поверхности. Потом можно поменяться ролями. Ребенок от имени героя загадывает, взрослый «зайчик» отгадывает.
«Магазин «Фрукты»
Задачи: расширять пассивный и активный словарный запас. Совершенствовать навыки употребления в речи существительных и прилагательных.
Оборудование: пособие «Теремок», набор «Фрукты», коробочка, пальчиковые игрушки зайчик и мышка.
Ход. На рабочем полотне пособия расположены фрукты из фетра. Взрослый играет роль продавца - мышки. У ребенка на пальце вязаная пальчиковая игрушка-зайчик. Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку».
"Поваренок"
Задачи: совершенствовать навыки употребления существительных и глаголов. Обучать правильно употреблять существительные в винительном падеже.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы «Фрукты», «Овощи» из фетра, вязаные пальчиковые игрушки.
Ход: педагог рассказывает: - Сегодня медведи ждут гостей. Хотите помочь им «приготовить» угощение (щи, салат, компот и т. д.). Ребенок выбирает нужные овощи или фрукты для блюда, называет их и размещает на плоскостном столе из фетра. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
«Назови ласково»
Задачи: учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ст. гр. Обеспечить практическое усвоение и использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: пособие «Теремок», набор «Овощи» (большого и маленького размера.
Ход: взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает и выбирает овощ из фетра большого размера. Размещает на рабочем полотне «Теремка». Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Ребенок выбирает маленький, называет и размещает рядом (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
В эту игру можно играть, используя другие наборы. В соответствии с лексической темой.
«Что в корзинки?»
Задачи: совершенствовать навык образования и использования в речи прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Обучать составлению простых предложений и согласованию слов в предложении.
Оборудование: корзинка, набор «Фрукты», пособие «Теремок», плоскостные персонажи из фетра, вязаная пальчиковая игрушка Лисичка.
Ход. На рабочем полотне расположены животные. В корзинке приготовлены фрукты из фетра. Педагог: - Лисичка собрала целую корзинку фруктов и хочет угостить своих друзей. Хочешь помочь ей? Если ребенок согласен, он берет на себя роль лисы, одевает игрушку на пальчик. Достает фрукты из корзинки и описывает их, угощая «друзей» ( например: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть».
В эту игру можно играть, используя набор «Овощи».
"Что не стало? Кого не стало?"
Задачи: формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра (используется набор в соответствии с лексической темой, вязаная пальчиковая игрушка Волк.
Ход: педагог размещает на рабочем полотне четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем Волк (взрослый) просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
"Куда спрятался хитрец"
Задачи: учить употреблять простые и сложные предлоги, формировать навык понимания предложных конструкций.
Оборудование: пособие «Теремок», плоскостные игрушки из фетра.
Ход: педагог размещает игрушку на игровом поле (за деревом, в дупле и других местах). Задает вопрос – Где спрятался бельчонок? Откуда выпрыгнул бельчонок? Ребенок отвечает и выполняет действие.
Можно по указанию взрослого: "Положи «зайку» на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с игрушкой, комментируя их. Можно играть в подгруппе.
«Кто что делает?»
Задачи: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме. Совершенствовать навыки образования и использования в речи приставочных глаголов.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Ход. На волшебной поляне перед «Теремком» животные и птицы. Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, кто что может делать (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, плавать, летать и т. д.). Во время ответов ребенок может производить действия с игрушками (снимать, менять местами и т. д.)
2 вариант. Отвечать на вопросы: Что сделал? (прибежал, улетел, переплыл и т. д.)
"Кто как кричит?"
Задачи: закрепить навыки образования и употребления глагольных форм.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Ход: На волшебной поляне перед «Теремком» животные, птицы. Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, кто как кричит. Один ребенок подражает голосу животного или птицы- другой отгадывает.
«Помоги маме найти своих детенышей»
Задачи: учить образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние животные», «Дикие животные». Используется набор в соответствии с лексической темой недели.
Ход. На поляне перед Теремком педагог прикрепляет плоскостную игрушку взрослого животного, а ребенку предлагается найти и назвать детеныша (детенышей) животного.
«Помоги маме найти своих птенцов»
Задачи: учить образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние птицы».
Ход: на поляне перед Теремком педагог прикрепляет плоскостную игрушку взрослых птиц, а ребенку предлагается найти и назвать птенца (птенцов).
«Помоги курице сосчитать птенцов»
Задачи: формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде и числе.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние птицы».
Ход: на поляне перед Теремком педагог прикрепляет плоскостную игрушку взрослых птиц, а ребенку предлагается сосчитать птенцов.
«Что это? Чье это?»
Задачи: формировать умение образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные имена прилагательные, местоимения.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Ход: педагог просит ребенка назвать животное (например, корову, его детеныша (теленок, показать части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост) Чей это хвост? (коровий). Аналогично рассматриваются другие части тела.
«Птичий двор»
Задачи: учить употреблять простые и сложные предлоги. Формировать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине, дополнять предложения недостающими словами; уточнять и расширять словарь по теме.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы плоскостных игрушек из фетра «Домашние птицы».
Ход: ребенок располагает плоскостные игрушки из фетра на дворе перед Теремком. Сопровождая действия речью: «Петух взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже помещают на дворе. Если ребенок затрудняется педагог помогает наводящими вопросами. Дает образец правильного ответа.
«Лисьи прятки»
Задачи: учить употреблять простые и сложные предлоги. Формировать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине, дополнять предложения недостающими словами.
Оборудование: пособие «Теремок», плоскостная игрушка из фетра лисенок, набор «Дикие животные и их детеныши».
Ход: взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?", «Откуда выглядывает лисенок?» и другие. Аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями. Во время игры хорошо использовать стихи или загадки про животных.
«Угадай, кто это?»
Задачи: расширять пассивный и активный словарный запас. Совершенствовать навыки употребления в речи существительных, прилагательных и глаголов.
Оборудование: пособие «Теремок», набор «Домашние птицы», стихи о домашних птицах из сборника Марии Серовой «Уточкин секрет».
Ход: педагог просит ребенка отгадать загадки (Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица.) Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.) Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок). Если ребенок отгадал правильно, показывает игрушку-отгадку и читает стихотворение о нем. При желании повторяет строки или заучивает.
«Скажи какой»
Задачи: учить выделять и называть признаки предмета, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
Оборудование: пособие «Теремок», наборы «Овощи», «Фрукты», плоскостные или пальчиковые вязаные игрушки.
Ход: педагог предлагает выбрать детям игрушки (Маша и медведи). «Маша» достает из коробочки предметы, называет их («Это груша», а «Мишутка» или Медведица называет признаки и размещает фрукт или овощ на столе из фетра. («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидоры». — «Они красные, круглые, спелые, сочные». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Кого встретил колобок?»
Задачи: формировать умение образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные имена прилагательные, местоимения; развивать умение обобщать и выделять характерные признаки. Учить употреблять простые и сложные предлоги.
Оборудование: пособие «Теремок», вязаные пальчиковые игрушки к сказке «Колобок», плоскостные игрушки из фетра.
Ход: педагог загадывает загадки о героях сказки «Колобок», отгадавший берет игрушку. По ходу сказки звери прячутся, видно только части тела. Например: - Чей хвост видно? – заячий, лисий, медвежий, волчий;
- Чьи уши? - заячьи, волчьи, медвежьи, лисьи;
- Чья голова? – заячья, волчья, медвежья, лисья.
«Кто лучше похвалит»
Задачи: формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; формировать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия, по картине, дополнять предложения недостающими словами.
Оборудование: пособие «Теремок», набор пальчикового вязаного театра «Теремок».
Ход: педагог загадывает загадки, отгадавший ребенок выбирает себе соответствующую игрушку. Педагог берет на себя одну из ролей и дает образец: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные. И т. д.
Сказки с использованием дидактического пособия «Теремок»
«Три медведя»
«Теремок»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Задачи: формировать умение составлять простые и сложные предложения по демонстрации действия. Совершенствовать умение пересказывать знакомые сказки, произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. Продолжать работать над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.