Аноним
Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология коррекционно-развивающего
воспитания и обучения:
универсальное дидактическое пособие «Умная сумка»
Проблема подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни является одной из наиболее сложных и актуальных. Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет обучение и развитие.
Публикация «Универсальное дидактическое пособие „Умная сумка“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2018
Я работаю с дошкольной группой мальчиков. В группе 8 человек. Возраст детей от 4 до 8 лет. Помимо основного диагноза (умеренная или тяжелая умственная отсталость, дети имеют различные нарушения речи, зрения, общей и мелкой моторики. Для детей характерны следующие особенности: низкая контактность, пассивность в общении, зрительно-моторная координация грубо нарушена, деятельность бесцельная, хаотичная, речь не сформирована или ограничена звукоподражаниями и элементарными словами, умения и навыки самообслуживания отсутствуют. Дети нуждаются в постоянном контроле и помощи педагога во всех жизненных ситуациях.
Исходя из особенностей воспитанников, возникает необходимость создавать ситуации, стимулирующие их речь, сенсорное и познавательное развитие.
Для эффективного достижения поставленных целей необходимо большое количество дидактического материала и различных пособий, которые занимают много места и направлены на определенный вид деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания такого пособия, которое было бы компактным и позволяющим решать разно-плановые задачи.
Мною было разработано универсальное дидактическое пособие «Умная сумка». Оно представляет собой разновидность лэпбука (собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения). В процессе создания я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанным своими руками. Так как подобрать готовый материал, учитывая все особенности воспитанников, достаточно проблематично.
Работа с «Умной сумкой» отвечает основным направлениям партнер-ской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Применение данного пособия отвечает требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде.
Оно:
- информативно (в нем можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционально (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами (является средством художествен-но- эстетического развития ребенка);
- вариативно (существует несколько вариантов использования каждой его части).
Использование «Умной сумки» направлено на развитие мелкой моторики руки ребенка, координации и последовательности действий, концентрации внимания, воображения и речи, формирование согласованности движений пальцев, сенсорное развитие. Пособие привлекает внимание ребенка наличием большого количества различных деталей, карманов, застежек, фактурных материалов и пр. Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы. Дидактические сказки применяются для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, игрушки — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом приходит на помощь герою. Занятия с «Умной сумкой» повышают работоспособ-ность ребенка, его внимание и познавательную активность, стимулируют интеллектуальную и творческую деятельность.
Условно «Умную сумку» можно разделить на три блока:
1. Универсальное наборное полотно.
Оно состоит из кармашков с липучками, которые могут быть заполнены различными объектами, в зависимости от вида и целей занятия. В играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление предметов и их свойств, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине. Например, для формирования представлений о форме, ребенку предлагается разложить карточки с фигурами в кармашки-«домики». Аналогичные упражнения на классификацию могут быть направлены на закрепление знания цвета, величины, группировки предметов по лексическим темам (овощи, фрукты, одежда, обувь,). С помощью универсального наборного полотна можно предложить детям задания на нахождение соответствия. Например, «Картинка – иг-рушка», «Мама – детеныш», «Предмет – контур», «Целое и часть» и пр.
2. Комплекс для развития мелкой моторики и сенсорики.
В него входят:
тренажеры, включающие в себя различные виды застежек (кнопки, пуговицы, молнии, крючки, шнуровка, ременная застежка);
сенсорные мешочки (мягкие игрушки в виде животных, кото-рые сшиты из разных по фактуре материалов, а в качестве наполнителя используются крупы, косточки, бусины);
набор лоскутов и шнуров различной фактуры и цвета.
Использование этого комплекса способствует сенсорному развитию и формированию ручной умелости. На мой взгляд, сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических функций. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми. Используя данный комплекс, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, игры для развития мелкой моторики и сенсорики способствуют развитию памяти, мышления и навыков самообслуживания. Привлекая внимание ребят к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у них появляются такие качества, как интерес и любознательность. Вырабатываются целеустремленность, актив-ность, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского дома, увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.
3. Настольный театр.
Внутренняя часть «Умной сумки»- это «поле» для рассказывания ска- зок. Все персонажи взаимозаменяемы, так как крепятся на липучках. Возможно проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать необходимо их так, чтобы можно было соотнести с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью. Использование настольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития умственного, нравственного и эстетического воспитания, создает хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает эмоции, спо-собствует развитию художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица убедительно свидетельствуют о том, что дети любят настольный театр, ждут с нетерпением новых сказок. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, честности и трудолюбия.
В процессе занятий с «Умной сумкой» у детей создаются представле-ния об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозна-чающих свойства и качества предметов. Постепенно систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный в процессе других видов деятельности, весь полученный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу. «Умная сумка» развивает так же творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам с ОВЗ нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
1 блок:
2 блок:
3 блок: