Екатерина Валентиновна Ерзунова
Дидактическое пособие «Сезонное дерево» как средство развития и социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие выполнила воспитатель Ерзунова Екатерина Валентиновна.
Идея изготовления дидактического пособия состоит в использовании его, как средство при ознакомлении с сезонными изменениями в природе и временами года.
Публикация «Дидактическое пособие „Сезонное дерево“ как средство развития и социализации дошкольников» размещена в разделах
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
Цель пособия : формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе, о временах года.
Задачи:
Обучающие: формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности; закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия; формировать навык составления творческого рассказа о сезонных изменениях природных явлений, животных, птицах и т. д.
Развивающие : расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, воображение, сенсорное восприятие, мелкую моторику. Стимулировать творческую активность детей.
Воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Актуальность.
Дидактическое пособие может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года, на повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов. Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов. Оно содержательно – насыщенно (разные атрибуты, изображающие листья, цветы, снежинки, тучи и другое); доступно и безопасно в использовании.
Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Описание:
Данная игра сделана из картона с изображением на нем дерева. На дерево можно прикреплять листья желтые и зеленые, цветы, снежинки, тучи, капли дождя, солнце, бабочек. С помощью дидактического дерева можно увлечь ребенка, подарить минуты радости и вызвать положительное отношение к детскому саду. Такое дерево можно применять в разных видах деятельности. Оно поможет сделать увлекательным для ребенка усвоение начал математики. Занимательные задания направляют его внимание на различного рода математических задач, проблемных ситуаций, задач на сообразительность. Ребенок научиться рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы. Воспитатель может загадывать загадки, а дети, отгадывая их, должны показать на дереве отгадку. Также можно сочинить сезонную сказку. Используя различные дидактические игры с помощью сезонного дерева, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Социализация. Развитие игровой деятельности: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Обогащать чувственный опыт детей, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что лишнее?» и т. п., на развитие моторики рук (прикрепление предметов к дереву, к грядке с помощью липучки). Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Познание. Сенсорное развитие : продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название ( например: листочек красный, листочек зеленый, листочек желтый). Формировать умение называть свойства предметов (морковка длинная, вкусная; яблоко зеленое, сладкое и т. п.). Формирование элементарных математических представлений: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, яблоко желтое, подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек). Учить детей различать по внешнему виду овощи (морковь, огурец, картофель, капуста, свекла) и фрукты (яблоко, груша). Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: осенью листья становятся желтыми и красными, созревают овощи и фрукты. Зимой на деревьях нет листочков, падает снег, можно лепить снеговиков, рассматривать снежинки. Весной на деревьях появляются первые листочки, цветочки. Летом на деревьях зеленые листья, на травке цветут цветочки.
Коммуникация. Предлагать отдельные предметы (листочки, снежинки и др.) для самостоятельного рассматривания в качестве наглядного материала. Рассказывать детям о них, побуждать детей к общению друг с другом. Активизировать словарь детей. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету (возьми огуречик, прикрепи к дереву снежинку, посади на грядку морковку, сними с дерева красные листочки и т. п., называть их местоположение (снеговики стоят рядом, груша высоко, картошка низко). Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; глаголами, обозначающими действия (найди, прикрепи, сними); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру (снежинка холодная)
Художественное творчество. Развивать эстетическое восприятие. Рассматривать с детьми изображенное дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано и нарисовано.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Чудо-дерево».
Назови каждый предмет.
Назови предметы одним словом (фрукты или овощи)
Где растут овощи? (на грядке)
Где растут фрукты? (на дереве)
Назови овощи зеленого цвета
Найди фрукты желтого цвета
Найди яблоки зеленого цвета (и т. д.)
Что лишнее? (морковка не растет на дереве, летом снежинок не бывает и т. п.)
Помоги зайчику сварить компот
Помоги маме сварить суп
Прикрепи на дерево зеленые листочки
Сними с дерева желтые яблоки
Посади на грядку морковку и картошку
Сорви с грядки 1 свеклу
Сорви с грядки много огуречков
Поставь снеговиков, чтобы они смотрели друг на друга (или в разные стороны)
Прикрепи листочек над яблочком
Прикрепи грушу под листочком
Скажи, где растет груша? (высоко, а где листочек? (низко)
Какая снежинка – теплая или холодная?
Назови цвет
Чего не стало?
Найди, куда упало яблочко с дерева (на грядку)
Покажи ствол дерева
Покажи веточки дерева
Определи с закрытыми глазами – что за предмет (снежинка, груша)
А также многие другие задания – все зависит от фантазии педагога. И это только для детей младшей группы. В средней и старших группах также можно успешно использовать это пособие, решая другие задачи, соответствующие возрасту детей.
Само по себе «чудо-дерево» выглядит очень эстетично и является украшением группы. Оно прикрепляется к стене с помощью шурупов. Со сменой времен года меняется и облик нашего дерева. Зимой – оно белое, без листвы, украшенное снежинками, а под деревом располагаются снеговики. В будущем можно дополнить его снегирями и воробьями. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья) дерево переворачивается зеленой стороной и украшается розово-белыми цветами и зелеными листиками. Летом цветы перемещаются на грядку. А осенью на грядке созревает урожай овощей, а на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши. В будущем также можно будет добавить и грибочки.