Наталья Елфимова
Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по развитию связной речи
детей среднего дошкольного возраста
«Сказочная полянка»
Разработала:
Воспитатель
МБДОУ д/с № 4 «Колосок»
Елфимова Наталья Валентиновна
Пояснительная записка
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию связной речи „Сказочная полянка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Анализ литературы, опыт работы показывают, что связная речь детей, особенно монологическая, развита недостаточно:
- рассказы детей примитивны по содержанию и по форме,
- в рассказах отсутствует полнота и последовательность изложения текста,
- преобладают простые нераспространенные предложения,
- у детей отмечается низкая речевая активность.
Наблюдения за детьми доказывают, что детям без наглядности не интересно, они не могут запомнить текст полностью. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке.
Уже давно доказано, что сказки играют немаловажную роль в развитии детей, это просто неотъемлемый элемент. Но, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой, что большую часть детей не интересуют книжки, они не слушают сказку без наглядного сопровождения, многие дети отвлекаются, не проявляют интереса к сказке.
Но что же делать, если ребенок не любит сказки? Нелюбовь детей к сказкам - достаточно распространенное явление среди современных детей.
Но как же заставить детей слушать сказки?
Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.
Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.
И решение просто – сказку нужно оживить.
Оживляем события произведения: устраиваем представления в кукольном театре, театре масок, добавляем фоновую музыку. Такое «прочтение» запомнится надолго.
Так возникла идея создания дидактического пособия «Сказочная полянка».
Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарный запас детей.
2. Закрепить знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.
3. Уметь создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.
4. Развивать детское речевое творчество.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать интерес, любовь к сказке.
Используя пособие «Сказочная полянка» - как одно из средств развития связной речи детей, ожидается результат:
• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;
• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование.
Методика использования дидактического пособия «Сказочная полянка»
Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Оно представляет собой панно с изображенной на нем полянкой.
В верхней части панно прикреплены на тонких веревочках готовые картинки, с изображением героев сказок. Картинки приклеены на геометрические фигуры разных цветов.
Перед началом игры все картинки находятся за полянкой.
В моей игре, используются четыре сказки. Поэтому изображены герои сразу нескольких сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».
квадраты цветные с двух сторон. На одной стороне сказка "Репка", на другой - "Теремок"., и, соответственно - на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка».
Игровая задача: расположить сказочных героев в такой последовательности, как они появляются в сказке, и рассказать сказку, с опорой на картинки.
Игру можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы. Все материалы, использованные для данного пособия безопасны.
При интеграции видов деятельности пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, величину героев, закреплять основные цвета спектра, знакомить с геометрическими фигурами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем). Также можно использовать для формирования целостной картины мира (сколько было растений в сказке, сколько было животных и т. д).
С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.
Можно предложить ребенку сочинить свою сказку, используя героев из разных сказок сразу. Выбирая героев для будущей сказки, дети учатся размышлять, у них развивается память, внимание, логическое мышление.
Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала и в самостоятельной деятельности детей.
Варианты игровых действий с пособием
1. «Расположи последовательно и расскажи сказку».
Цель: помочь детям запомнить содержание сказки. Учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку.
2. «Кто лишний?»
Цель: Развитие речи детей через сказку.
Задачи: Закрепить знание содержания сказок «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор. Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.
3. «Кого не хватает?»
Цель: Развитие речи детей через сказку.
Задачи: Закрепить знание содержания сказки «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить называть недостающего героя, определять его место (за, после, перед). Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.
4. «Опиши зайчика, волка и …»
Цель: помочь ребенку составить описательный рассказ по картинке, используя распространенные предложения, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.
Работа с пособием проходит по следующим этапам:
Этап 1: Организационный
Цель: Подготовка пособия к использованию.
Этап 2: Мотивационный
Цель: Побуждение детей к использованию пособия.
Воспитатель создает игровую, проблемную ситуацию.
Этап 3: Знакомство с пособием
Воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим показом нужных персонажей.
Этап 4: Совместная деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель разбирает вместе с детьми рассказанную сказку, задает вопросы, добивается полных, развернутых ответов.
Этап 5: Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужных персонажей. Рассказывают сказку.
Данное пособие можно поместить в театрализованный уголок.
На основе этого пособия, опираясь на его смысл, можно изготовить пособия различные по своей тематике, целью которых может быть и счет предметов, и подбор по цвету, а также многое другое.
Моё пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Используя данный игровой материал в свободное время, я могу задействовать сразу нескольких детей.
Так же ценным оказалось использование игр с панно в индивидуальной работе с детьми. Так как в группе есть дети, которые стесняются отвечать на вопросы в работе с подгруппой детей. С такими детьми приемлема индивидуальная работа. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши игры для них привлекательны. Дети проявляют интерес к чтению и пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.
В ходе диагностики было выявлено, что дети могут передать идею и содержание сказки, рассказывают по ролям.
Панно используется в организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с панно детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.