Разумова Юлия
Дидактическое пособие «Лэпбук «Математические секреты музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие элементарных математических представлений, музыкального
слуха детей, закрепление понятий о количестве.
Задачи:
Обучающие. Развивать логическое мышление, математические, музыкальные
способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально –
игровое творчество;
Развивающие. Закреплять умения детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы, правильно определять форму,
Публикация «Дидактическое пособие „Лэпбук „Математические секреты музыки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Лэпбук по математике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Величину предмета, способствовать к дальнейшему овладению элементарных математических представлений. Формировать дружеские
взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве.
Воспитательные. Вызывать желание доводить начатое дело до конца,
усидчивость, желание играть в музыкально-математические игры индивидуально и коллективно.
Актуальность
С давних пор до нас дошел афоризм, что математика и музыка – сестры. А, казалось бы, что общего между наукой, пользующейся строгой логикой и музыкой – одним из прекраснейших видов искусства, произведения которых создаются в порыве вдохновения?
На музыкальных занятиях у детей развиваются не только музыкальные и творческие способности, но и формируются элементарные математические представления. В работе по музыкально-сенсорному развитию используются музыкально- дидактические игры. Ценность их в том, что в доступной игровой форме музыкальный руководитель помогает малышу разобраться в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально - сенсорных способностей. Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики.
Музыкальное занятие начинается с музыкально - ритмических упражнений, которые так же способствуют развитию математических представлений у дошкольников: умение ориентироваться в пространстве - вправо, влево, вперёд, назад, хождение по кругу, врассыпную, различные перестроения - в шеренгу, в колонну, в несколько кругов. В дальнейшем приобретённые навыки используются в музыкально – игровой и танцевальной деятельности. При восприятии музыки (слушании, дошкольники учатся считать и различать времена года и время суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме этого, на музыкальных занятиях применяются всевозможные считалки, физкультминутки, загадки и пальчиковые игры, которые так-же способствуют формированию математических представлений.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах. Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов. В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”. В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания. В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.
Лэпбук включает в себя серию дидактических игр:
1.»Музыкальные игры-развлечения:
-Игра «Где живут цифры»Посмотреть вокруг и на себя и найти в группе предмет или часть тела соответствующим цифрам,например 1-нос,2- уха,3-книги,4-ножки у стула,5-пальцев на руке.
-Игра «Встать по числам»
Мы ребята потанцуем,
Веселимся, кружимся.
Скоро все мы в этом танце
С цифрами подружимся.
Дети под музыку гуляют хороводным шагом по залу, как музыка
остановится надо по словесному сигналу взрослого перестроиться
(парами, тройками, четвёрками и т. д.) На вторую часть музыки
двигаться взявшись за руки по своему кругу.
-Игра «Счетные палочки» ребенок выкладывает из счетных палочек любую цифру,а затем считает сколько палочек было использовано для цифры.
-Игра «Волшебная резинка» Дети становятся группой, в руках у капитана простая резинка. Взрослый даёт указание растянуть резинку так, чтоб получилась геометрическая фигура. (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник)
-Игра «Урок математики» Дети под музыку двигаются паровозиком, как музыка останавливается, взрослый показывает цифру. Дети должны быстро перестроиться по количеству цифры.
2. Музыкально-математическая игра «Танец цифр»
Под веселую музыку дети ходят или танцуют по залу (группе).Педагог останавливает музыку и показывает карточку с цифрой 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. Затем педагог останавливает музыку и показывает карточку с цифрой 3 и танец продолжается, дети танцуют тройками, 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека и т. д.
3. Музыкально-математическая игра «Сосчитай горошины»
Вариант 1:Дети берут по одному стручку и становятся в два круга, педагог в это время расставляет по залу домики с номерами от 1 до 5. Дети под музыку ходят по залу и выполняют движения в соответствии с речевкой. Затем дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин у них стручке.
Вариант 2:Ребенку необходимо сосчитать горошины в каждом стручке и разложить по домикам.
4. Музыкальная разминка «Счет» (физкультминутки, пальчиковая гимнастика)
5. «Ритмическое лото»
Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих подпевок : «Андрей воробей», «Мы идем с флажками», «Всем нам нет семи лет».
6. Загадки
7. Музыкальное домино
Игровые правила: Класть картинки по очереди, находя соответствующую пару к предыдущей карточке. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. Если нет походящей парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка, изображенная на карточках, которые он держит в своей руке. При повторении игры карточки раздаются заново.
8. Ритмический кубик
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, приговаривая:
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик-
Повтори за ним ты сам!
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлепают по коленям и т. д., сопровождая звучащие жесты счетом вслух.