Елена Куликова
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие"
Публикация «Проект „Лэпбук — новое дидактическое пособие“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Д. Дьюи
Что такое лепбук?
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лепбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Лэпбук –в переводе с английского значит «наколенная книга». Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению собирается материал по какой-то определенной теме. Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования:
- способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Лэпбук – разновидность метода проекта. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Пояснительная записка
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Актуальность проекта.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его могут делать взрослые совместно с детьми. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Инновационность проекта.
Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания, развитие речевых навыков с использование мэлементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.
Цель проекта.
Разработка и использование лэпбука - нового дидактического пособия с целью развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Задачи проекта.
• Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
• Проанализировать уровень познавательного развития старших дошкольников с целью создания индивидуальных карт развития ребенка для определения уровня сложности лэпбука.
• Разработать макеты и содержание лэпбуков.
• Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов. Обогатить и активизировать словарь детей.
• Развитие внимания, памяти, мышление.
• Мелкая моторика рук.
• Сенсорное развитие детей.
• Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
• Закрепление полученных представлений
Вид проекта.
Творческо-исследовательский, информационный.
Новизна.
• Стимулирование детей на активный поиск новых знаний
• Создание ситуаций для проявления креативности
• Предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора.
Дидактические принципы.
• Принцип индивидуального подхода
• Принцип развивающего воспитывающего обучения
• Принцип систематичности и последовательности
• Принцип доступности
• Принцип наглядности
• Принцип сознательности и активности.
Практическая значимость лепбука.
• помогает расширить знания и представления об окружающем,
• обогатить словарный запас,
• развивать связную речь,
• научить простому способу запоминания,
• структурировать сложную информацию,
• развивать познавательный интерес и творческие способности,
• научить простому способу запоминания,
• объединить группу детей разных возрастов и особенностей
• развивать психофизические функции: внимание,память,мышление.
Ожидаемый результат.
• Развивающая среда пополнится серией лэпбуков.
• С помощью лэпбуков дети получают дополнительные знания.
• У детей сформируется интерес и чувство взаимопомощи.