Светлана Цаплина
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности
Дидактическое пособие «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности» включает в себя несколько дидактических игр; удобно в использовании; знакомит детей с монетами и купюрами, понятиями: «дорого», «дешево», «товары», «услуги»; предоставляет возможность самостоятельно осуществлять размен монет, разнообразные покупки; учит экономить. В отличие, от существующих аналогов, содержит основополагающий принцип от простого, к сложному.
Для изготовления пособия потребуется: 18 листов А4. Пластиковые конверты 7 штук. Картинки с изображением: продуктов, игрушек, мебели, одежды, пирожных, соков, кошельки, монеты и купюры разных номиналов и т. д. Компьютер, ксерокс, брошуратор.
На каждом из 7 листов размещается по одной игре. Листы ламинируются и скрепляются брошуратором между собой.
Содержательная направленность учебно – методического материала: ОО Познавательное развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие, ОО Речевое развитие.
Игра «Пазл»
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, понятиях монета, бумажные деньги-купюра, развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: монеты разрезанная на 2-3 части, бумажные купюра разрезанные на 2 части два квадрата или два прямоугольных треугольника.
Ход игры: ребенку предлагается собрать монету из двух или трех половинок, также собрать бумажную купюру из двух половин.
Игра «Денежное дерево»
Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет. Оборудование: панно «Дерево», наборы «Монеты». Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что перед ними необычное «Денежное дерево». Им необходимо развесить на него монетки в определенном порядке: начиная с монеток наименьшего номинала и заканчивая монетками наибольшего номинала.
Игра «Положи монету в копилку»
Цель: Формировать у ребят знания о номинале монет, умение компоновать монеты так, чтобы получить определённую сумму. Оборудование: карточки: свинки - копилки, на каждой из которых написаны цифры, обозначающие номинал монет, монеты разного достоинства. Ход игры: Воспитанникам предлагаются свинки - копилки, на каждой из которых написаны цифры, обозначающие номинал монет, которые нужно положить в копилку. Начинать можно с одной монетки, продолжить суммой из нескольких.
Игра «Дорого – дешево»
Цель: формировать у детей умение сравнивать товары по стоимости, называть факторы, влияющие на неё (трудозатратность, стоимость сырья, новизна и т. д.). Оборудование: Карточки с изображением различных предметов; картинки 2 кошельков: маленький, большой.
Ход игры: Воспитанникам предлагаются карточки с картинками разных предметов и два красных кошелька разного размера. Большой кошелёк (дорого, маленький (дёшево). Ребята определяют стоимость товаров, стараясь объяснить свой выбор. На некоторых карточках товары совершенно разные (например, дом и ваза, на некоторых похожие (например, два дома, но один дом деревянный одноэтажный, а другой кирпичный и двухэтажный). Второй вариант этой игры: можно предложить воспитанникам разложить картинки с товарами по увеличению стоимости или по уменьшению.
Игра «Что можно и что нельзя купить»
Цель: Дать представление ребёнку о том, что не всё покупается за деньги, что есть вещи, которые невозможно купить. Оборудование: Карточки с изображением различных предметов; картинки 2 кошельков, один из них перечеркнут. Ход игры: Воспитатель раскладывает карточки с изображениями и жетоны "кошельки" перед ребёнком (можно играть сразу с 2-3 детьми). Ребёнок должен определить, можно ли купить то, что нарисовано на карточке или нет и положить на картинку соответствующий жетон - "кошелёк" если можно купить, "перечёркнутый кошелёк" если нельзя.
Игра «Товары / Услуги»
Цель: Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепить сведения о том, что такое товары и услуги. Оборудование: Картинки с изображением товара или услуг. Ход игры: Ребёнок берёт по 1 карточке, рассматривает её и говорит что (кто) на ней изображено. Затем ребёнок определяет, изображён товар или услуга, объясняет свой выбор. Карточки с изображением товара нужно положить слева, карточки с изображением услуги справа.
Игра: «Учимся экономить»
Цель: Формирование умения у детей представления о том, как экономить деньги.
Оборудование: Картинки с экономическим ситуациями (горит свет, бежит вода из под крана). Ход игры: Детям предлагаются карточки, из которых необходимо выбрать только те, которые позволяют экономить семейный бюджет и разместить их перед собой. Ребята аргументируют свой выбор, придумывают свой способ экономии бюджета. Обсудить с дошкольниками, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов и что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».