Соловьева Валентина Ильинична
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Четыре времени года»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательно активности
детей младшего дошкольного возраста.
Авторское дидактическое пособие «Четыре времени года"
Дошкольный период – в жизни ребенка очень важный этап. Именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, и в первые закладывается фундамент правильного отношения к природе.
Публикация «Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста „Четыре времени года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Главные задачи на начальном этапе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста обеспечить понимание первоначальных связей в природе.
В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: знакомство детей с природой через непосредственный контакт, и через ознакомление с природой путем использования дидактического пособия.
Реализуя деятельностный подход с детьми, в образовательной деятельности дидактическое пособие «Четыре времени года», позволяет овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.
С этой целью формирования у ребенка младшего дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе, мной было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособия «Четыре времени года».
При использовании данного пособия в совместной деятельности с детьми я формирую представления о временах года, знакомлю с понятиями: осень, зима, лето, весна, развитие самостоятельности и инициативы, воспитываю бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Дидактическое пособие «Четыре времени года» - это совокупность словесной игры, она охватывает многообразие различных игр и имеет наглядность.
Пособие предназначено для использования в детском саду с детьми от 1,5 до 5 лет (при усложнении) и в помощь педагогам.
Это дидактическое пособие многофункциональное, и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Пособие представлено в виде объёмного дерева, которое состоит из четырех секторов с соответствующими признаками сезона. Каждое время года разделено на четыре цветовые гаммы, цвет обозначает один из месяцев определенного времени года.
Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Сектор весна представлена своими характерными признаками: солнце появляется чаще и от этого становится теплее, снег тает, становится бугристым и грязным; по дорогам текут ручьи, на дорогах видны кусочки асфальта; появляются первые цветы, к середине весны на деревьях появляется зелень, и деревья цветут. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы: ласточки, грачи, скворцы. Они строят гнезда, откладывают яйца. Для некоторых из них, человек делают скворечники.
Сектор лето: - это и окрепшая листва на деревьях, и разнообразие трав и цветов, и появление первых ягод и фруктов в саду. Разнообразие насекомых.
Сектор осень в виде листьев из деревянных пуговиц. Листья на деревьях начинают менять свой цвет, их зеленых они превращаются в красные, желтые, багряные. Порывы ветра срывают с деревьев листья, которые устилают землю пестрым ковром. Многие птицы улетают на юг, исчезают насекомые и растения. В огородах созревает богатый урожай овощей, в лесу – грибов.
А зима представлена своими характерными признаками: на улице стало холодно, постоянный снежный покров, растения и деревья спят (отсутствует листва, отсутствие насекомых, стало мало птиц (остались зимующие птицы: в лесу зимуют дятел, а возле человека – сорока, ворона, голубь, воробей, снегирь и синица. Люди стараются помогать своим пернатым друзьям – делают кормушки и подкармливают их, некоторые животные сменили свой окрас (например, заяц).
Каждое время года разделено на четыре цветовые гаммы, цвет обозначает один из месяцев определенного времени года.
Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Основная цель данного пособия – формирование предпосылок экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе.
Игра: «Изменения в природе» для детей 3 – 4 лет.
Задачи:
- формирование у детей умения зрительно соотносить времена года, с изменениями происходящими объектами природы;
- развитие целостного восприятия; обогащение активного словаря;
- формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал:
В данной игре используется макет дерева. Картинки с изображением изменений природы в разное время года (почки на дереве, листочки, цветы, плоды).
Ход игры:
Педагог предлагает детям из предложенных картинок выбрать дерево, затем выбрать время года, в котором бы они хотели его увидеть. Далее дети подбирают предметные модели, которые характеризуют изменения этого дерева.
Например:
Из предложенных карточек ребенок выбирает карточку с деревом Яблоня. Далее выбирает время года «Весна» и закрепляет карточку на модели дерева. Затем выбирает предметные модели с изображением почек и цветов и размещает их на дереве.
Примечание:
Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей (от 2-3).
Игра: «Небылица»
Задачи:
- развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.
- обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал:
В данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки. птицы, предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж).
Ход игры:
Педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно.
Например:
Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве зеленые листочки и снежинки.
У основания дерева располагаю диких животных: лису, серого зайца, медведя и ежа. Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно.
Примечание:
Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.