Коновалова Ирина Валерьевна
Дидактический синквейн как один из эффективных методов развития коммуникативно-речевой активности старших дошкольников
«Дидактический синквейн, один из эффективных методов развития коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель детского сада № 14 «Медвежонок»
АН ДОО «Алмазик» г. Мирный РС (Я)
Коновалова Ирина Валерьевна
«Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки». И. П. Волков
Публикация «Дидактический синквейн как один из эффективных методов развития коммуникативно-речевой активности старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность нашей работы заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказы по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико – грамматического строя и связной речи дошкольников.
Синквейн – это короткое стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.
Цель: Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста путем применения технологии дидактического синквейна.
Задачи:
1. Развивать коммуникативно-речевую активность детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического синквейна.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, активизировать словарный запас детей.
3. Приучать дошкольников проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, пространственного мышления.
5. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Этапы работы по составлению синквейна :
Подготовительный
Основной
Практический
1. Слова – предметы (сущ.)
2. Предложение, состоящее из нескольких слов.
3. Условные обозначения
4. Слова – признаки (прил.)
5. Слова – действия (глаг.)
Совместная деятельность
педагогов с детьми
Тематическая неделя: «Международный женский день»
Мама.
Красивая, ласковая.
Любит, заботится, воспитывает.
Самый драгоценный человек.
Родитель.
Тематическая неделя «Птицы»
Птицы.
Красивые, поющие.
Летают, плавают, поют.
Птицы – украшение нашей природы.
Друзья.
воспитанию.
Наша группа.
Веселая, дружная.
Занимаемся, рисуем, гуляем.
Наш любимый дом.
Мы – дружные
Взаимодействие ребенка со
сверстниками
Мой друг
Веселый, добрый.
Веселится, дружит, помогает.
Вместе весело всегда.
Доверие.
Дети сочиняют синквейн…
Синквейн о главных героях.
Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Илья Муромец
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой.
Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович"
Рукодельница
Любознательная, вежливая.
Работает, помогает, старается.
Без труда ничего не дается.
Затейница.
Ленивица
Глупая, грубая.
Спит, жалуется, бездельничает.
По работе и награда.
Неумеха.
Графический рисунок
Яблоко.
Красное, сочное.
Висит, растет, падает.
В саду с яблони упало одно яблоко.
Фрукт.
Весна.
Яркая, душистая.
Накатила, взбудоражила, распахнула.
Весенним днем жить хочется.
Красота!
Планируемые результаты:
достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
творческие способности ребенка проявляются в придумывании стихотворений, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как) взрослым и сверстникам;
способен к принятию собственных решений.