Ольга Переяславцева
Дидактический материал по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
На этой неделе мы изучаем
«ЗВУК -У-. БУКВУ -У-»
Дети должны усвоить
На этой неделе мы изучаем
«ЗВУК -П-. БУКВУ –П-»
Дети должны усвоить:
- Предложить подуть на листья. Какой звук принесла нам осень? (Звуки-П-). Он тянется, поется? (Нет). Можно назвать его гласным звуком? (Нет)
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Узнал звук – П –, что он не тянется, не поется, сел один на полянке и загрустил. Заметили это гласные звуки, подбежали к нему и предложили звуку – П – стоять рядом с гласными звуками, и петь песенки: па-па-па; пу-пу-пу.
Хорошие получились песенки.
- Согласился звук – П – дружить с гласными звуками. За это гласные назвали звук – П – согласным звуком. С тех пор появились согласные звуки. Согласные звуки живут в синем замке.
- Игра «Поймай звук»
Если услышите звук – П –, хлопните в ладоши: А, У, И, П, П, О…
Если услышите слог со звуком –П –, закройте глаза: АП, ОП, АУ, УП…
- Знакомство с буквой П.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
- Букву П выкладывать из палочек, пуговиц, ниток и т. д.
На этой неделе мы изучаем
«ЗВУКИ -П-, -Пь-. БУКВУ П»
Дети должны усвоить:
Различение звуков – П –, - Пь – по акустическим признакам.
Жили – были два мальчика Паша и Петя. Оба мальчика любили петь песенки. Паша пел – «па-па-па», а Петя пел – «пя-пя-пя». Песенки похожи, но мальчики пели по-разному. Чем отличаются песенки?
В песенке Паши согласный -П- звучал твердо (при этом губы смыкаются плотно, а в песенке Пети -П- звучит мягко (губы смыкаются слегка).
Звук -П- согласный, твердый, будет жить в синем замке и обозначать его будем синей фишкой.
Звук -Пь- мягкий, согласный. Будет жить в зеленом замке и обозначать будем зеленой фишкой.
Помогите Паше и Пете разделить картинки:
- Паше со звуком – П – (полотенце, паровоз, пальма)
- Пете со звуком – Пь – (пенал, перец, пирамидка)
Игра «Поймай звук»
Взрослый «бросает» звуки - у -, - п -. Ребенок составляет слог -уп- и т. д.
Закрепить образ буквы – П –
Найти букву в кассе букв. Обводить букву, выкладывать слоги
ПА, ПУ, ПИ, АП, УП, ИП,
«Пути преодоления речевых недостатков
у дошкольников»
Учитель- логопед
Переяславцева О. В.
«Пути преодоления речевых недостатков
у дошкольников»
Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.
Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций:
• средство общения
• передача накопленного человеческого опыта
• регулятор поведения и деятельности людей.
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно потому как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
Речь ребенка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально.
Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?
• от четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь - источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
• своевременное устранение недостатков произношения и развитие фонематического слуха поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов в речи. Дизграфия и дизлексия. Родители должны знать, что успешное овладение грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат ребенку полноценное усвоение школьной программы (2ое полугодие 70 слов в минуту).
• трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохоговорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется неполноценности, неуверенность в себе.
• недостаток звукопроизношения могут явиться причиной высших психических процессов как слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т. к. речь тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –познание, регуляция, общение.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильное произношение.
В действительности же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепились в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Логопед ведет индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по нескольким направлениям:
• выработка правильного речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха –это поможет ребенку отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка.
• развитие органов артикуляционного аппарата, выработка правильной.
• постановка и автоматизация звуков в речи;
• работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
• формирование навыков звукового анализа и синтеза;
• обучение грамоте и подготовка руки к письму.
• Посещение детьми логопедической группы способствует устранению речевых недостатков.
Оборудование: иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки домашних животных,
- пальчиковый театр ( прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака,
- мягкие игрушки (лошадь, кошка,
- карточки с артикуляционной гимнастикой,
- символическое сердечко для рефлексии.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, вы готовы к нашему увлекательному занятию?
Ну тогда, слушайте первое задание. Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию (хлопать, топать, присесть, подпрыгнуть)».
Артикуляционная гимнастика.
Логопед :«А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной» :
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
(дети выполняют упражнение «Улыбка»)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
(упражнение «Лесенка»)
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
(упражнение «Маляр»)
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
(упражнение «Заборчик»)
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.
Фонетическая разминка
Логопед : «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними руку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т».
Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).
Логопед : «Ребята, вы все молодцы!»
Логопед : «А теперь, ребята, отгадайте загадку».
Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)
Логопед : «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»
Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Рогатая, бородатая, бодливая – коза.
(По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на доску).
Дети: «К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».
Логопед : «Как этих животных можно назвать одним словом?»
Дети: «Это домашние животные».
Логопед : «Почему они так называются?»
Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».
Логопед : «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».
Игра «Кто спрятался?»(образование притяжательных прилагательных).
Логопед (показывает картинку).
«Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».
Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».
Образование глаголов от звукоподражаний.
Логопед : «Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».
Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала».
Логопед : «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»
Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».
Пальчиковая гимнастика
Логопед : «А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».(Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинца и обратно на ударные слоги стихотворения).
Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Сочинение сказки «Спор животных».
Логопед : «Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».
Дети: (по цепочке придумывают сказку).
«Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.
Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.
Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.
Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».
Логопед : «В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».
Физкультминутка «Кошка» (психоречевая гимнастика).
Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Логопед : «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
Дидактическая игра “Кто что ест?”.
(Употребление творительного падежа имен существительных).
Логопед: Наши животные проголодались. И кошечка решила их угостить. Логопед: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?
Ответы детей:
• Собаку угостим мясом.
• Кошку угостим рыбой.
• Корову угостим сеном.
• Лошадь угостим овсом.
• Козу угостим капустой.
• Свинью угостим яблоками.
• Овцу угостим травой.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Животные очень любят, когда к ним ласково обращаются. Назовём домашних животных ласково. Корову мы назовём – коровушкой. А как назовём лошадь?
Дети: Лошадь мы назовём – лошадкой. Козу мы назовём – козочкой. Свинью мы назовем – свинкой. Собаку мы назовём – собачкой. Кошку мы назовём – кошечкой. Овцу мы назовём – овечкой.
Логопед : «Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»
Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят, чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».
Логопед : «Молодцы!»
Итог занятия
Логопед : «Итак, ребята, кто у нас сегодня был в гостях?» (дети перечисляют домашних животных)
Логопед: «А как называются эти животные?»
Дети: домашние.
Логопед : «Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми».
Рефлексия настроения
Упражнение «Огонек общения»
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
• сегодня меня порадовало…
• сегодня меня огорчило…
+ В Мои закладки