Наташа Москалева
Развивающий дидактический материал для закрепления навыка согласования существительного с числительным в речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий, дидактический материал для закрепления навыка согласования существительного с числительным в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто допускают ошибки при согласовании числительных с существительными. Ошибки данного характера встречаются как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей без сложной речевой патологии.
Публикация «Развивающий дидактический материал для закрепления навыка согласования существительного с числительным в речи детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2023
Параллельно, в процессе обучения согласования числительных с существительными, закрепляется навыки прямого и обратного счета. Дети учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.
На занятиях, при формировании умений по пересчету предметов, необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Поэтому, при показе образования каждой новой количественной группы, для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, далее на следующем занятии женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.
Для детей дошкольного возраста очень важно использование наглядного материала, при формировании и закреплении навыка согласования числительных с существительными. Дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.
Необходимо воспитывать умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.
Закреплять навык согласования существительного с числительным в речи детей, целесообразно не только на занятиях, но и в повседневной жизни, предлагая родителям упражнения для домашнего использования.
Данный материал я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях для закрепления лексических тем и в период автоматизации и дифференциации звуков.
Цель дидактического материала: развитие и закрепление навыка согласования существительного с числительным у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
-закреплять умение правильного произношения звуков;
-формировать и закреплять умение ориентироваться в пространстве своего тела.
-формировать умение прямого и обратного счета и правильного его согласования с существительными;
- расширять предметный словарь;
- развивать: фонематический слух, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, скорость реакции, координацию движения обеих рук;
-нарабатывать скорость реакции.
Игровой материал: рабочее поле с липучками, цветные предметные картинки, заламинированные, также на липучке с обратной стороны.
Итак, первый дидактический материал.
Его можно использовать на занятиях с детьми от трех лет. Знакомим детей с цифрой, для начала достаточно цифр 1 и 2, закрепляем знание цифр на показе собственных пальчиков. Далее начинаем подбирать к цифре картинки. Предлагаем малышу подобрать предметные картинки в соответствии с предъявляемой цифрой.
Когда ребенок сможет самостоятельно подбирать предметы к цифре, можно предложить игру «Четвертый лишний». Взрослый сам прикрепляет на основное поле картинки и цифру, задача ребенка найти лишнюю картинку и сказать почему она лишняя. Например, взрослый прикрепил цифру 1 и 3 картинки в соответствии с цифрой, и 1 картинку для цифры 2. Ребенок ее должен найти. В процессе игр важно следить за правильной речью ребенка! Еще вариант игра «Чего не стало?» Взрослый совместно с ребенком, прикрепляет картинки в соответствии с цифрой и предлагает назвать все, что прикрепили. А затем просит ребенка закрыть глаза, убирает одну картинку, ребенку нужно сказать, чего не стало.
По мере усвоения материала, можно переходить к знакомству с цифрами 3, 4, 5 и закреплять правильное называние предметов, т. е. учить малыша согласованию числительного с существительным.
Для детей старшего возраста такое пособие использую на занятиях по автоматизации звуков и при изучении лексической темы, преследуя уже две цели.
Второй дидактический материал.
Его использую на занятиях с детьми от 5 лет. Инструкция: давай поможем Буратино подобрать картинку к цифре. Ребенок прикрепляет картинку называет цифру и согласовывает существительное с числительным. Здесь также можно разнообразить упражнением «Чего не стало», «Что лишнее», «Найди где ошибся Буратино».
Готовясь к занятию, я заранее отбираю нужные картинки. Либо для закрепления лексической темы, либо закрепления звукопроизношения. И, следовательно, на занятии формирую навык согласовании числительных с существительными, а дети в это время играют с картинками и помогают Буратино.
Третий дидактическое пособие.
Рабочее поле-прямоугольник, на котором написаны цифры 1 и 5. Взрослый выкладывает на стол предметные картинки и рабочее поле. Задача ребенка называть картинку и прикреплять к нужной цифре. Логопед (взрослый) следить за правильным называнием предмета, за тем, что ребенок понимал, как правильно согласовать существительное и число.
Например, 1 сумка – 5 сумок, 1 нож – 5 ножей. Также можно использовать различные игровые упражнения для разнообразия занятия. «Найди ошибку», «Чего не стало», предложить придумай свой вариант.
Современных детей сложно чем - либо удивить! Занятия по развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, достаточно долгие и надоедливые. Логопеду приходится придумывать различные игры и пособия, для того чтобы детям было интересно заниматься. Разрабатывая данный материал, я решила использовать картинки разных форм. Предполагая повысить интерес детей дошкольного возраста. Картинный материал подбираю такой, чтоб было удобно закреплять лексическую тему и автоматизировать звуки. И, конечно все картинки крепятся с помощью липучек. Это удобно в работе и детям очень нравится. На фото представляю лишь малую часть картинок, подобранных для пособий.
Дидактический материал разработан для детей от 3 лет. Игровой комплект предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий. Количество игроков от 1 до 3. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками и младшими школьниками.