Анжела Гишварова
Дидактический материал по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игра в шахматы — это древняя и увлекательная игра, которая способствует, развитию интеллектуальных способностей.
Шахматы - это игра, которая доставляет детям радость, удовольствие, она является эффективным средством умственного развития детей. Нельзя недооценивать роль шахмат в формировании у детей умение предвидеть развитие ситуации, планировать свои действия и решать в уме. Ребенок, который играет в шахматы, становится пунктуальнее, привыкает думать самостоятельно, принимает решения, доводить замысел игры до логического конца, при этом уважает активную позицию партнера.
Публикация «Дидактический материал по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Обучая маленьких детей игре в шахматы, мы способствуем снижению стресса и облегчаем вхождение в учебный процесс начальной школы. Это благотворно влияет и на сам процесс обучения в шкале. Играя в шахматы, дети учатся быть усидчивыми, настойчивыми, повышается работоспособность, развивается память, логики, абстрактное мышление, умение добиваться поставленной цели, решать задачи в уме.
Поэтому отвечая на вопрос многих родителей: «С какого возраста можно учить ребенка игре в шахматы?», можно ответить - с 4 лет. Все наши прославленные шахматисты : А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Х. Р. Капабланка, познакомились с игрой в раннем детстве.
В школьном возрасте детей знакомят с игрой в шахматы, а вот в детском саду нет. И сегодня это направление работы только начинает развиваться.
В нашем дошкольном учреждении в целях полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и развития инновационных форм деятельности, разработана дополнительная общеобразовательная программа деятельности педагога в рамках кружка «Юный шахматист». Эта программа разработана с учетом российского опыта по обучению дошкольников игре в «Шахматы» и опирается на методику И. Сухина «Шахматы для самых маленьких», которая построена на поэтапном введении детей в образовательные ситуации по шахматам.
Программа кружка «Юный шахматист» написана с учетом принципов доступности и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом и особенностями воспитанников.
Для дошкольников основной формой занятий является игра. Поэтому образовательная деятельность построена на обучающих играх, игровых ситуациях, заданиях и упражнениях в игровой форме, поэтому ребенок без принуждения легко усвоит нужный материал, и его интерес к шахматам не пропадёт.
Научить играть в шахматы можно любого ребенка, для этого необходимо запастись терпением. Главная цель кружка – не воспитать чемпионов, а привить интерес, любовь к игре шахматы.
Игровой материал по обучению игре в шахматы простой, доступный и строится от простого к сложному. Обучаясь игре в шахматы, дети живут в сказочном мире необыкновенных превращений на шахматной доске, они с удовольствием перевоплощаются в шахматные фигуры, читают про них стихи, поют песни. Обучение проходит в доброжелательной обстановке и ребенок не замечает, что мы его обучаем.
Партнером в игры является воспитатель, отгадывая загадки, проходя лабиринты, педагог привлекает детей к оценке своих действий и действий других детей. Просит высказать предположение, дать совет или исправить ошибку. В этой работе эффективно использование метода предварительной ошибки. У детей вырабатываются уверенность, сосредоточенность, умение думать и делать выводы в ходе поисков решение задач.
В ходе проведения образовательной деятельности, необходимо поощрять самостоятельность и инициативу, объединять детей в группы для совместной деятельности. Таким образом, происходит взаимное обучение одних детей другими. Ребенок, хорошо усвоив определенные шахматные правила, занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Включение информационных технологий - интерактивной доски - в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников.
Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Для повышения у ребят интереса к игре в шахматы, мною разработаны и используется в практической деятельности флипчарты. Это позволяет включить в занятия с детьми разнообразные практические задания на перемещение изображений на экране; расстановку изображений в определенном порядке; продолжение последовательности; выполнение сортировки картинок по заданному признаку; игры-тренажеры; работа с диаграммами; решение шахматных задач.
Использование интерактивной доски формирует у старших дошкольников умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать алгоритм действий в игре, осуществлять оценку и контроль своей деятельности.
Апробация программы кружка «Юный шахматист», а также дидактического материала подтверждает, что у детей повысился уровень инициативы и самостоятельности в принятии решений, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающее осуществление операций классификации, анализа и синтеза. Дети самостоятельно способны научить сверстников игре в шахматы без помощи взрослого. Путешествия по шахматному королевству в игровой форме, способствуют повышению креативного мышления, умению нестандартно мыслить.
Использование интерактивной доски в качестве основного технического средства стимулирует детей на создание новых интересных игр и заданий.
Процесс обучения дошкольников игре в шахматы в системе дошкольного и дополнительного образования остро нуждается в методологических и методических разработках. Поэтому представленная подборка дидактических игр и упражнений будет полезна педагогам, родителям, желающим обучить детей увлекательной игре шахматы.
Дидактические игры
1. Знакомим с шахматными фигурами.
Дети не способны сразу запомнить названия шахматных фигур. Не всегда можно проверить, запомнил ли ребенок это. Если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может и не ответить. Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игровой форме.
Цель игр. Закрепить умение узнавать и называть шахматные фигуры, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
«Войско из мешочка»
Оборудование. Мешочек и шахматные фигуры.
Ход: В мешочке спрятать шахматные фигуры (с начало по одной, затем несколько фигур, дети на ощупь определяют, какая фигура спрятана и называют ее. Для большего эффекта можно позволить и детям прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке.
В этой игре хорошо использовать метод «ошибки», это когда взрослый «не угадает» и дети с удовольствием указывает на ошибки.
В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
«Шахматный теремок»по мотивам русской народной игры «Теремок»
Оборудование. Шахматные фигуры и шахматная доска.
Ход: Из шахматной доски делаем «теремок». Затем, следуя сказочному сюжету, по очереди «заходят» шесть разных фигур: пешка, слон, конь, ладья, ферзь, король.
«Шахматный колобок»по мотивам русской народной игры «Колобок»
Оборудование. Шахматные фигуры, шарик – колобок.
Ход: .Определить с детьми какая из шахматных фигур кем будет, например: король – «дед», ферзь – «баба», пешка – «заяц», конь - волк, слон – «лиса», ладья – «медведь», а колобок – шарик. Дети обыгрывая сценки из сказки, должен назвать шахматные фигуры, от которых убегает колобок.
Концовку можно предложить детям придумывает самостоятельно. Например: колобок убегает от «слона - лисы», или предлагает отгадать шахматные загадки, или выполнить задание и т. д.
«Шахматная репка» по мотивам русской народной игры «Репка»
Оборудование: шахматные фигуры, домик.
Ход: Взрослый читает сказку, а дети выполняют действия, называя шахматные фигуры : «дед» – король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.
Пожеланию детей концовку сказки можно придумать.
«По прядку становись!»
Оборудование. Шахматные фигуры.
Ход: Предложить детям выставить шахматные фигуры от самой высокой фигуры к самой маленькой, при этом необходимо, выставляя фигуры, называть их, и наоборот от самой маленькой до самой высокой.
«Таинственная фигура»
Оборудование. Шахматные фигуры.
Ход: Перед детьми в один ряд выставить шахматные фигуры. По команде дети называютшахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «тайна».
Затем поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывают дети, иногда «ошибаться». Если дети не заметят ошибку, указать на неё.
«Кто больше назовет фигур»
Оборудование. Шахматные фигуры.
Ход: на столе в беспорядке поставить разные белые и чёрные шахматные фигуры. Педагог отставляет в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, «черный конь». Дети по очереди, выбирают, по одной шахматной фигуры называют цвет и саму фигуру, например: «белый слон» и т. д. Если ребенок правильно называет шахматную фигуру, он оставляет ее у себя, а если ошибается, фигура возвращается на стол и игра продолжается.
В конце дети подсчитывают фигуры, и побеждает тот, у кого больше фигур.
«Спокойной ночи!»
Оборудование. Шахматные фигуры, доска.
Ход: шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Дети по очереди берут по одной шахматной фигуры, называя её, кладут в шахматную коробку. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке, и желаем им «Спокойной ночи!».
«Кто быстрее?»
Оборудование. Шахматные фигуры.
Ход: все шахматные фигуры расставлены на столе. Предложите детям посоревноваться друг с другом: кто быстрее соберёт шахматные фигуры.
«Что изменилось?»
Оборудование: шахматные фигуры.
Ход: выставить на стол или на шахматную доску 3-6 фигуры. Для начала – просто в ряд. В разброс на доске – сложнее. Предложить детям отвернуться, поменяйте фигуры местами или одну убрать, а вместо нее поставить другую.
Предложите угадать – что изменилось.
«Шахматные домики»
Оборудование: шахматные фигуры, картинки с изображением домиков, на крыше каждого домика нарисована шахматная фигура.
Ход: перед детьми на столе лежат домики, дети должны, называя фигуры, расставить их в соответствующие домики.
«Шахматные пазлы»
Оборудование: конверты-карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках
Ход: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением шахматных фигур. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
Можно предложить детям собрать картинку «в паре», что усложнит игру.