Анцевич Ольга
Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде». Марии Монтессори
Публикация «Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности» размещена в разделах
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом педагогу помогают правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип развивающих пособий, которым обучающиеся пользуются самостоятельно или демонстрируются педагогом перед всей группой.
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Представленный дидактический материал по художественно-эстетическому развитию позволяет не только формировать сенсорные представления в области цвета, но и ставить перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Разрабатывая и изготавливая дидактический материал учитывались следующие требования:
1. Педагогические. Данная группа требования определяет пригодность дидактических средств для достижения целей образовательного процесса.
Младший возраст: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Создавать условия для ознакомления детей с цветом. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.). Знакомить с некоторыми растениями данной местности: цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
Средний возраст : Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Продолжать знакомить с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Старший возраст: Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
2. Эстетические. Определяют соответствие дидактических средств понятию о прекрасном. Дидактический материал выполнен аккуратно, имеет приятные для восприятия вид и форму.
3. Эргономические. Определяют удобство использования дидактического средства. Дидактический материал удобен в хранении и эксплуатации – элементы и карты заламинированы, что позволяет использовать многократно без угрозы размывания красок.
4. Санитарно-гигиенические. Поверхность контактного материала может обрабатываться в соответствии с требованиями СанПина.
5. Экономические. Дидактические материалы обеспечивают максимальную эффективность при минимальных экономических затратах, а также является многофункциональным средством, материалом, допускающим многократное использование при сохранении свойств и т. п.