Лариса Гогулина
Дидактический материал для автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой дидактический материал для автоматизации звука [Р].
Артикуляционные упражнения:
1. «Вкусное варенье» (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)
2. «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот и провести кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов справа налево и слева направо)
3. «Маляр» (рот открыт, широким кончиком языка проводим от верхних резцов до мягкого нёба, как кисточкой)
Публикация «Дидактический материал для автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Темочки
4. «Лошадка» (присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку)
5. «Грибок» (рот открыт, присосать язык к нёбу, держать на счет до 10)
6. «Солдатик» (улыбнуться, открыть рот и поставить язык к верхним резцам, упираясь в бугорки – альвеолы за верхними резцами, держать на счет до 10)
7. «Барабанщики» (улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в бугорки – альвеолы за верхними резцами, повторяя отчетливо «д-д-д-д», постепенно ускоряясь)
Можно выполнять эти упражнения в игровой форме, например, «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с соответствующими картинками, или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.
Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо перед зеркалом.
Игра «Шофёр»
Заводил шофер мотор, Ребенок в это время «заводит мотор»,
Нажимал он на стартер, произнося «тр-тр-тр» или «др-др-др», «р-р-р»
Крепко руль в руке держал - и выполняя названные действия.
Грузовик и побежал.
Проговаривание слоговых рядов.
Можно проговаривать слоги и слова, а в это время ритмично отхлопывать или шагать или ловить мячик, сопровождать речь другими физическими упражнениями. Можно поиграть в игру «Собери пирамидку», собирая пирамидку с одновременным произношением слоговых рядов.
1) В обратных (закрытых) слогах и словах с ними: Ар-ар-ар - вар; ор-ор-ор - вор; ур-ур-ур – тур; ир-ир-ир-мир; ыр-ыр-ыр – жир; эр-эр-эр-мэр.
2) В прямых (открытых) слогах: ра-ра-ра- нора; ро-ро-ро-ведро; ру-ру-ру-беру; ры-ры-ры-шары.
3) В интервокальной позиции: ара-ара-ара; ора-ора-ора; ыра-ыра-ыра; эра-эра-эра; ура-ура-ура; ера-ера-ера; ира-ира-ира.
4) В словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным) : дра-дра-дра; дры-дры-дры; дру-дру-дру; дро-дро-дро. (аналогично в слогах «бра», «гра», «тра», «пра», и т. д.).
В методической литературе предлагается вариант постановки и автоматизации звука именно в такой последовательности (от простого к сложному, однако в практике встречаются случаи, когда ребенок начинает произносить звук [Р] в словах со стечением согласных (звук [р] перед согласным «дрын-дрын-дрын», и ему легче дается произнесение звука в подобных слогах, а спустя 1-2 занятия повторяет слоговые ряды с обратными слогами.
Проговаривание слов с выделением звука [Р]
Используем уже знакомые нам игры «Волшебный мешочек», доставая из мешочка карточки с картинками-словами, содержащими звук [Р] или «Чудо-дерево», снимая или наклеивая на дерево карточки на липучках.
Слова для повторения:
1) вар, пар, жар, бар, двор, хор, сор, комар, товар, базар;
2) рана, ракета, ракушка, радио, радуга, рука, рулет, рыбак, река;
3) нора, кора, дыра, тара, фара, творог, горох, огород, урок;
4) дракон, драка, дрова, выдра, пудра, друг, брат, брак, брошь, брус, кобра, груша, гроза, кран крапива, крот
Игра «Запомни и назови». На столе перед ребенком раскладываем карточки с картинками, просим назвать все картинки. Затем просим ребенка отвернуться, убираем 1 карточку, спрашиваем «Все ли карточки на месте?» (количество карточек зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей).
( Примеры предметных картинок: ракета, дракон, трактор, шар, сыр, нора, комар, ковер, повар, рубашка).
Проговаривание предложений.
Игра «Скажи наоборот» :
Черепаха ползет медленно, а таракан – быстро.
У рыси лапки мягкие, а у барана копыта твердые.
Заяц зимой белый, а летом – серый.
Белка зимой серая, а летом – рыжая.
Вот такие задания можно использовать на начальных этапах при отработке автоматизации звука [Р]. Далее произносим звук в предложениях, чистоговорках, скороговорках, а затем и в свободной речи.