Ирина Дряхлова
Дидактические математические игры в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей эффективности работы педагога в области реализации инклюзивной практики является гибкий индивидуальный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возмо-
жностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке адап-
тированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ,создании инклю- зивной образовательной среды, специальных образовательных условий соотве-
тствующих потребностям различных категорий детей с ОВЗ.
Публикация «Дидактические математические игры в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Ребёнок ОВЗ, находясь в обычной группе детского сада, погружается в деятель-
ность с детьми типично развивающимися. А значит и задачи окружающего мира у него такие же, ак у остальных детей. Например, математические знания. На сколько это актуально для маленьких детей? Действительно ли они нужны во взрослой жизни?Можно ответить на эти вопросы однозначно-да. Математика во-
круг нас. Наша задача,задача воспитателя детского сада при подготовке материа-
ла стерать грань различия между ребёнком ОВЗ и типично развивающимся ре-
бёнком.
Кроме того, реализуя адаптированную образовательную программу мы ставили перед собой следующие задачи:
Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального разви-
тия ребёнка.
Совершенствовать стиль общения педагога с ребёнком,придерживаться психо-
логически-корректного стиля общения,добиваться уважения и доверия воспи-
танника.
Создать условия для развития положительного отношения ребёнка к себе,дру-
гим людям,окружающему миру,коммуникативной и социальной компетентности
детей.
При реализации адаптированной образовательной программ мы опираемся на следующие принципы:
-принцип опоры на обучаемость ребёнка
-принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего разви-
тия
-принцип соблюдения интересов ребёнка
-принцип непрерывности,когда ребёнку гарантировано неприрывное сопровож-
дение на всех этапах помощи в решении проблем
-принцип отказа от усреднённого нормирования
-принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребёнок,обогощая себя тради-
циями,нормами и способами,выработанными детским сообществом,проживает
полноценный детский опыт.
Для получения ребёнком элементарных математических знаний,мы использу-
ем дидактические игры с математическим уклоном и с возможностью использования их в других образовательных областях.
Дидактические игры,как своеобразное средство обучения,отвечающее осо-
бенностям ребёнка,включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх
у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая,складывая,под-
бирая,он учится различать и называть размер,форму,цвет и другие признаки предметов,закреплять представление о количестве,величине,геометрических фигурах.
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ, делает обобщение.
Существенный признак дидактической игры-устойчивая структура,которая
отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидакти-
ческой игры :игровой замысел,игровые действия и правила. Игровой замысел выражен,как правило,в названии игры. Игровые действия способствуют позна-
вательной активности детей,дают им возможность проявить свои способности,
применить имеющиеся знания,умения и навыки для достижения целей игры.
Правила помогают направлять игровой процесс.
Дидактическая игра имеет определённый результат. Для воспитателя результат
игры всегда является показателем уровня достижений ребёнка в освоении зна-
ний или их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаи-
мосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае,когда она содействует лучшему пониманию математической
сущности вопроса,уточнению и формированию математических знаний ребёнка
При объяснении нового материала мы используем такие игры,которые содер-
жат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложе-
ны практические действия детей с группами предметов или рисунков.
Для закрепления устной номерации в пределах десяти мы в своей работе ис-
пользуем игру «У кого столько предметов,сколько на картинке».
Для закрепления знаний о геометрических фигурах,мы в своей работе исполь-
зуем игру «Найди знакомую фигуру».
Для закрепления знания о цвете,мы используем дидактическую игру «Пуго-
вицы к платью».
Дидактическая игра,как игровая форма-явление очень сложное. В отличие от
образовательной деятельности,в дидактической игре одновремнно присутству-
ют учебное,познавательное,игровое и занимательное значения. В соответствии
с этим воспитатель в одно и тоже время и учитель и участник игры. Он учит де-
тей и играет с ними,а дети,играя,учатся.
Работая с детьми,на занятиях и в режимных моментах для развития элемен-
тарных математических представлений,мы рекомендуем использовать дидакти-
ческие игры, которые условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами : «Назови цифру», «Сколько предметов», «Грибочки для ёжика».
2. Игры на ориентирование в пространстве: «Лабиринт», «Комарики».
3. Игры с геометрическими фигурами: «Закрой фигурку», «Собери человечка».
4. Игры на знание цветовой гаммы: «Осенняя поляна», «Снеговик».
5. Игры на логическое мышление: «Чьи малыши на картинке», «Лучики».