Оробченко Ольга
Дидактические игры с шахматами для детей к Международному Дню шахмат
Шахматы - потрясающая игра. Они существуют уже много сотен лет, и до сих пор не все их секреты раскрыты. Возникли шахматы в Индии примерно в V веке и постепенно распространились по всему миру. Интерес к шахматам не угасает уже больше тысячи лет.
Шахматы развивают логическое мышление и стратегическое планирование, концентрацию внимания и способность к анализу, тренируют память, развивают творческое мышление, умение находить нестандартные ходы для достижения своей цели, учат общаться, адекватно воспринимать поражение и многие другие замечательные качества личности.
Знакомство детей с шахматами можно начинать с самого раннего возраста. Ребятишки с удовольствием рассматривают фигуры, расставляют их на доске. Предлагаю поиграть с детьми в игры, которые познакомят детей с шахматами и помогут понять начальные правила игры.
Сначала мы даем детям фигуры, называем их и предлагаем рассмотреть. Легче всего дети запоминают шахматных коней)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Шахматы потрясающая игра](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721475995.jpg)
"Найди такую же"
Показываем и называем ребенку какую-либо фигуру и предлагаем найти точно такую же.
"Волшебный мешочек"
Прячем все фигуры в мешочек, потом предлагаем ребенку достать фигуру и назвать ее имя и цвет.
Если дети уже запомнили названия фигур, предлагаем детям наощупь определить фигуру и назвать ее.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Они существуют уже много сотен лет и до сих пор не все их секреты раскрыты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721475974.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Возникли шахматы в Индии примерно в веке и постепенно распространились по всему миру](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721475980.jpg)
"Расставь по росту"
Предлагаем детям расставить фигуры по росту от самой большой до самой маленькой и наоборот. Когда ребята расставят фигуры, задаем вопросы: Кто самый высокий? Кто самый низкий? Кто выше пешки, но ниже ладьи? Кто стоит третий по счету? и т. д.
С помощью этой игры мы закрепляем названия фигур, понятия "выше - ниже", порядковый счет.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Интерес к шахматам не угасает уже больше тысячи лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721476221.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Знакомство детей с шахматами можно начинать с самого раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721476230.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Ребятишки с удовольствием рассматривают фигуры расставляют их на доске](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721476237.jpg)
"Угадай фигуру"
Прячем фигуру за спиной и предлагаем ребенку угадать, что мы спрятали. Можно предложить угадать не только фигуру, но и ее цвет.
"Угадай по описанию"
Предлагаем ребенку угадать фигуру по описанию. Например: эта фигура ходит только по диагонали, эта фигура ходит только вперед и только на одно поле и т. д. Такая игра подойдет для ребят, которые уже знакомы с правилами перемещения фигур по шахматной доске.
"Тренируемся считать"
Предлагаем ребенку расставить все пешки в ряд и посчитать их.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Предлагаю поиграть с детьми в игры которые познакомят детей с шахматами и помогут понять начальные правила игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721476485.jpg)
"Прятки с шахматными фигурами"
Прячем в комнате шахматные фигуры и предлагаем детям найти и назвать их. Можно устроить соревнование, кто найдет больше фигур.
"Какая фигура пропала?"
Ставим перед детьми четыре любые фигуру. Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет одну фигуру, а дети должны ее вспомнить и назвать.
"Что изменилось?"
Игра проходит по принципу предыдущей, но фигуру не прячем, а заменяем ее другой.
"Найди домик для фигуры"
Предлагаем ребенку найти для каждой фигуры ее место на шахматной доске.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Сначала мы даем детям фигуры называем их и предлагаем рассмотреть](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721478489.jpg)
"Путаница"
Расставляем фигуры, но при этом допускаем ошибки. Предлагаем детям найти, какие фигуры перепутали домики и расставить их правильно.
Для знакомство с правилами перемещения фигур по игровому полю можно использовать такие игры:
"Пешечный бой"
Расставляем пешки на правильные места: белые на второй диагонали, а черные - на седьмой. Правила игры простые. Белые ходят первыми. Победить можно тремя способами:
1. Добраться одной из своих пешек до конца доски раньше противника;
2. Срубить все пешки противника"
3. Лишить все оставшиеся пешки противника ходов.
С помощью этой игры прекрасно закрепляются правила перемещения пешки.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Легче всего дети запоминают шахматных коней](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721477216.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Найди такую же Показываем и называем ребенку какую либо фигуру и предлагаем найти точно такую же](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721477222.jpg)
"Охота на пешки"
Берем себе по ладье и ставим их в противоположные углы - туда, где они стоят в начале партии. Затем расставляем все пешки на доске в произвольном порядке. Пешки ходить не могут, ходят только ладьи. Цель игры: срубить все пешки противника раньше, чем он срубит ваши. Здесь надо быть очень внимательными и помнить: что одна ладья может побить другую, поэтому их нельзя ставить в одну линию. Прежде, чем играть в "Охоту на пешек", можно потренироваться и предложить ребенку срубить ладьей все пешки.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Волшебный мешочек Прячем все фигуры в мешочек потом предлагаем ребенку достать фигуру и назвать ее имя и цвет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721477441.jpg)
Можно сыграть в "Охоту на пешки" со слонами. В этом варианте вместо ладей берутся слоны.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Если дети уже запомнили названия фигур предлагаем детям наощупь определить фигуру и назвать ее](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721477512.jpg)
"Голодные кони"
Расставляем на доске пешки и по одному коню. Цель игры: съесть конем все пешки соперника раньше, чем он съест наши. Можно расставить все фигуры, в таком случае конь должен съесть все фигуры противника.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Расставь по росту Предлагаем детям расставить фигуры по росту от самой большой до самой маленькой и наоборот](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721477702.jpg)
Интересных игр с шахматами очень много. В настоящий момент много книг, направленных на обучение детей шахматами. Мне нравится книга И. Г. Сухина "Шахматы для самых маленьких", с сыном мы с удовольствием читали и учились играть по книге Сабрины Чеваннес "Шахматы для детей", в интересной форме знакомит детей с шахматами рабочая тетрадь "Шахматное искусство" и много других книг и пособий.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Когда ребята расставят фигуры задаем вопросы Кто самый высокий Кто самый низкий Кто выше пешки но ниже ладьи Кто стоит третий по счету и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721478262.jpg)
Чтобы познакомить детей с шахматами и дать основы игры, не обязательно быть гроссмейстером, достаточно уметь немного играть и знать правила. Главное, чтобы ребенку стало интересно.
Учите детей играть в шахматы!
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 С помощью этой игры мы закрепляем названия фигур понятия выше ниже порядковый счет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142921-1721478419.jpg)