Татьяна Кубло
Дидактические игры с чулочными куклами в развитии эмоциально-познавательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что «дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами такой деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам»
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, примера взрослого и т. д. Но наиболее оптимальным для детей средством всестороннего развития и воспитания является игра, а любая игра немыслима без игрушки.
Публикация «Дидактические игры с чулочными куклами в развитии эмоциально-познавательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Она больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Она имеет большое значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.
Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Ребенок ведёт себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.
Чулочные куклы являются эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения чулочных кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества», которое строится на принципах партнерства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между чулочными куклами и ребенком.
Чулочная кукла в руках педагога может вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра.
Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребенка, его эмоции : интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление, нравственные эмоции (доброта, милосердие, честность, соперничество, взаимопомощь и т. д., эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д., практические, связанные с созданием продукта, в частности кукол.
Основные принципы развивающих игр с чулочной куклой : совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности детей, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Психологическое воздействие игр: развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников.
Цели игры с чулочной куклой :
- познавательный аспект (обучение способам действия с предметами);
- воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Формы работы с чулочной куклой
Чулочную куклу используем на занятиях в различных образовательных областях, в совместной деятельности, в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
На занятиях используем чулочную куклу как сюрпризный момент, для обыгрывания различных ситуаций: «Поможем Малышу», «Как поступить», «Так не так».
При организации режимных моментов в группе очень нравится детям дидактическая игра «Поможем Мальвине собраться на прогулку», направленная на закрепление алгоритма одевания и раздевания.
Дидактическая игра «Помоем руки Малышу» - развивает у детей алгоритм правильного мытья рук, развивается речь, активизируется словарь детей, расширяются знания об окружающих предметах, правильном взаимодействии детей друг с другом.
С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонам и показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом – легкое платьице.
С помощью игр с использованием чулочных кукол развиваем представления детей об окружающем.
В игре «На приеме у доктора» расширяются знания детей о профессии врача, ветеринара.
В игре «Кукла заболела» дети учатся выполнять основные действия врача (измерять температуру, пользоваться атрибутами по назначению. У детей появляется чувство заботы, сопереживания больному.
Игровая ситуация «Расти коса до пояса» - способствует расширению знаний о принадлежностях, которые нужны парикмахеру. Маленькие дети обожают играть в ресторан или «готовить» домашний обед.
Дидактическая игра «В гостях у Мальвины активизирует речь детей, развивает социальные и коммуникативные навыки, логику, учит делиться и заботиться о других, да и просто развлекает детей. Дидактическая игра «День рождения Малыша». Кто из детей не любит праздник? А что если устроить небольшую вечеринку для нашего Малыша? Ведь ролевая игра с куклой учит детей строить взаимоотношения с людьми, формирует эмпатию, мотивирует проявлять фантазию. Чулочные игры используются в самостоятельной игровой деятельности. «Выбери одежду для куклы Катюши», «Зашнуруй сапожок», «Кукла проснулась», «Уложим куклу спать», «Как одета Мальвина?» вот некоторые из игр, организуемых детьми.
Таким образом, чулочные куклы нашли широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Чулочные куклы – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эти куклы вызывают у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ними.
В дальнейшем мы планируем, что кукольные коллекции со временем еще пополнятся новыми деталями одежды, мебели, игровыми атрибутами. Ведь любимые куклы тоже будут расти вместе со своими маленькими друзьями, и будут помогать осуществлять знакомство с таким интересным, огромным и занимательным окружающим миром.