Татьяна Афонина
Дидактические игры, по способам словообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст: Суффиксальный:Игра «Ласковые имена»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «У меня нос, а у тебя?»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Большой – маленький
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Чаепитие»
Публикация «Дидактические игры, по способам словообразования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель: учить образовывать наименования предметов посуды суффиксальным способом.
«Зверюшки».
Цель: образовать слова с помощью суффиксов.
«Чей? Чья? Чье?»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Назови, какой дом?»
Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.
«Кто у кого?»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Большой — огромный»
Цель: образовывать существительные с увеличительным суффиксом.
«У кого какая мама»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов.
«Ответь, одним словом»
Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.
«Подбери словечко»
Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.
«Придумай кличку».
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов.
«Один – много»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов в единственном и множественном числе.
«Оркестр»
Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов
«Мальчик-с-пальчик, Иван-богатырь»
Цель: формирование умения
применять уменьшительно-
ласкательные суффиксы в образовании слов.
Приставочный:«Что делает мальчик?»
Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.
«Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
«Что делают дети?»
Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.
Игра с макетом «Назови действие»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Сложение :«Какой?»
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
«Скажи, одним словом».
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи сложения двух основ.
«Что это такое?»
Цель: учить по описанию, составлять сложные слова, состоящие из двух простых.
«Соедини слова»
Цель: учить составлять сложные слова, состоящие из двух простых, опираясь на схематическое изображение.
Старший дошкольный возраст: Суффиксальный:«Чего не хватает Мише для прогулки?»
Цель: учить образованию предметов одежды суффиксальным способом в родительном падеже.
«И я тоже»
Цель: учить образовывать существительные женского и мужского рода с помощью суффиксов.
«Кто он такой?»
Цель: учить образовывать существительные от глаголов суффиксальным способом.
«Знаешь ли ты профессии?»
Цель: учить образовывать названия профессий суффиксальным способом.
«Ателье»
Цель: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.
«Кто служит в нашей армии»
Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
«Два брата»
Цель: учить образованию слов суффиксальным способом.
Игровое упражнение «Я считаю»
Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных
«Что сегодня на обед»
Цель: учить образованию прилагательных суффиксальным способом.
«Волшебные превращения»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам.
«Угадай, чьи вещи»
Цель: учить образованию прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных и пренебрежительно – увеличительных суффиксов.
«Спортсмены»
Цель: учить образованию слов суффиксальным способом.
«Для чего нужна посуда»
Цель: учить образованию предметов посуды суффиксальным способом в именительном падеже.
Приставочный:«Кто что делает?»
Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.
«Подбери действие» (дид. пособие)
Цель: учить образовывать глаголы с приставками.
«Спасение Принцессы»
Цель: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом. (перешел через, пробежал по)
«Измени слово»
Цель: формировать и развивать навык образования слов приставочным способом.
«Что сейчас, а что потом»
Цель: формировать и развивать навык образования слов приставочным способом, в настоящем и будущем времени.
Бессуффиксальный:«Большой – еще больше»
Цель: учить образованию прилагательных бессуффиксальным способом.
«В гостях у матрешек»
Цель: учить образованию прилагательных бессуффиксальным способом.
«Самый - самый»
Цель: учить образовывать слова бессуффиксальным способом.
«Доскажи словечко»
Цель: учить образовывать слова бессуффиксальным способом.
Приставочно - суффиксальный:«Где растет»
Цель: учить объяснять смысл слова, основываясь на местоположение предмета.
«Где нашли»
Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом основываясь на местоположение предмета.
«Скажи, одним словом»
Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом с приставкой и суффиксом.
«Соедини и назови»
Цель: учить заменять каждое словосочетание, словом с приставкой и суффиксом.
Сложение :«Фокусник»
Цель: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.
«Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи сложения двух основ.
«Назови машину одним именем»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.
«Скажи, что они делают»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов. Учить детей образовывать слова по объяснению.
«Для чего нужна такая машина?»
Цель: учить образовывать существительные способом сложения двух основ.
«Волшебные превращения»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов. Учить детей образовывать слова по объяснению.
«Раздели слово на два».
Цель: учить выделять в сложных словах два простых слова (основы).
«Сосчитай этажи»
Цель: учить образовывать существительные способом сложения двух основ.
Сращение (слияние) :«Путешествие в изумрудный город»
Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных (улицы фруктово-ягодная и витаминно-овощная).
«Вкусный сок»
Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных (тыквенно-яблочный).
«Волшебная палитра»
Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных.
«Вкусное варенье»
Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных.