алена розикова
Дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«КАК РАБОТАЕТ ЖЕЛУДОК»
Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества.
Оборудование: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.
Предлагаем детям представить, что банка — это наш желудок, вода — желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, затем — сахара (они растворились, кусочек хлеба (он размяк). А что означает слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.
«СЕРДЦЕ БЫВАЕТ СЛАБЫМ И СИЛЬНЫМ»
Публикация «Дидактические игры» размещена в разделах
Цель: смоделировать работу здорового «сильного», тренированного и «слабого», не тренированного сердца.
Оборудование: два шприца (объемом 20 10 мл, прозрачные трубочки (например, от системы для переливания крови) длиной 1,5—2 м; слабый раствор марганцовки («кровь»).
Набираем раствор марганцовки в равном количестве в оба шприца и впрыскиваем одновременно в разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большего объема, как и тренированное, здоровое сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц («слабое», нетренированное сердце). Обращаем внимание детей на то, что для тренировки сердца нужно выполнять физические упражнения, больше гулять.
«МНОГО ЛИ В ЛЕГКИХ ВОЗДУХА»
Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.
Оборудование: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах.
Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1,5—2 м. У более тренированных детей результат будет более впечатляющим.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПИРОЖКА»
Цель: систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.
Оборудование: схема пищеварительного тракта — на каждого ребенка (бумажный человечек с изображением пищеварительных органов, бумажный пирожок или любой другой вид пищи.
Показываем на модели ребенка путь принимаемой пищи: сначала она оказывается во рту, где зубы ее измельчают, язык переворачивает, а слюна смачивает. Затем она попадает в горло, пищевод, желудок, где и перерабатывается (вспоминаем первый эксперимент).
Обсуждение сопровождается перемещением бумажного пирожка по модели человека.
«БУДЬ СТРОЙНЫМ»
Цель: показать детям, что скелет человека подвержен изменениям, и объяснить, что необходимо следить за осанкой.
Оборудование: модель человечка из проволоки (скелет).
Ребятам предлагается попробовать, как скелет человечка сгибается и разгибается в разные стороны, принимает позу сидящего, стоящего, с ровной, вогнутой спиной и т. п. На примере проволочного человечка дети наглядно убеждаются, как важно правильно сидеть за столом, выполнять упражнения на укрепление позвоночника.
«КАК МЫ ДЫШИМ»
Цель: познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека.
Материалы и оборудование: фланелеграф, силуэты человека и его органов дыхания, воздушные шарики.
Вначале обсуждаем, откуда берется на земле воздух, есть ли он в нашем помещении, все ли люди дышат. Воздух проходит в организме человека длинный путь. Давайте вдохнем. Куда попал воздух? В нос. После этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку под названием трахея. Затем его путь лежит через бронхи, и в конце концов воздух попадает в легкие (по мере обсуждения органы дыхания выкладываются на силуэте человека на фланелеграфе). Последние можно сравнить с воздушными мешками или шариками. Предлагаем детям поэкспериментировать с воздушными шарами: надувать и сдувать их (каждому ребенку даются два шарика, по количеству легких у человека). Вот так же работают и наши легкие. Они постоянно трудятся, и мы должны о них заботиться: стараться не простужаться, дышать чистым воздухом.
«ЧЕМ МЫ СЛЫШИМ»
В гости к детям приходит Айболит, рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет, и предлагает поиграть.
Игра «Определи по звуку»
Дошкольники делятся на две команды. Воспитатель с помощью музыкальных инструментов издает различные звуки, а дети отгадывают, что звучало. Выигрывает команда, которая дала больше правильных ответов. Вместе с Айболитом обсуждаются различные вопросы.
Как ребята определяли звуки, какой орган им в этом помогал? (Уши.) А могут ли слышать животные? Есть ли у них уши?
И для животных, и для человека слух имеет очень большое значение. Мы можем услышать и шелест листьев, и речь, и музыку. Наше ухо — это очень сложный инструмент.
Айболит предлагает детям рассмотреть схему (рисунок) строения этого органа: «Ухо состоит из ушной раковины, которая улавливает звуки. Между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, упругая, эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находятся три очень важные косточки: молоточек, наковальня и стремечко, а также специальная труба, соединяющая среднее ухо с носом и горлом. Во внутреннем ухе «живет» особая «улитка», которая отправляет сигналы в наш мозг. Например, раздается звонок в дверь, уши воспринимают этот сигнал и отправляют его в мозг, который командует: подойди к двери, посмотри в глазок и открой. Вот так человек слышит».
Игра «Угадай, кто позвал!»
Дети становятся в ряд, и один из них зовет ведущего. Последний, стоя спиной к игрокам, должен сказать, кто именно его позвал.
Мы выяснили, что уши — очень важная часть нашего организма. Значит, их нужно беречь. Рассматриваем и обсуждаем рисунки, на которых изображены основные правила: не ковырять в ушах посторонними предметами, не допускать попадания в них воды, защищать от сильного ветра и шума, не сморкаться сильно во время насморка.
ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ КОЖА
Материалы и оборудование: небольшие силуэты человека — на каждого ребенка и большая фигура — для педагога, маленькие (для детей) и крупные (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечкой (парафином, аптечка.
В начале занятия дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело.
Мы уже знаем, что внутри у человека есть разные органы. А что их защищает сверху? (Кожа.) Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкаются руки, лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагаем детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе). Вот какой немытый человек у нас получился! Как его можно назвать? (Например, «чумазый», «грязнуля».) В каких книгах есть такие герои? («Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище.
Затем воспитатель приглашает дошкольников заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от доктора Айболита. В этой посылке — волшебные картинки, на которых изображены разные советы этого известного доктора. (Каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином.) Детям предлагается «прочитать» советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ.
Помимо картинок доктор Айболит прислал ребятам аптечку (в нее можно положить йод, бинт и другие лекарства, материалы, необходимые при порезах, травмах, лечении кожи). Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появилась ранка. Какие средства для лечения мы используем? В заключение подводим итог: что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой.
Дидактическая игра «Отгадай, где я живу»
Для детей 6 лет; группа не более 8-10 человек.
Цель: помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах; формировать экологические представления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал: карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов, размером 18x26 см, с условными изображениями воды (много, мало, достаточно, почвы (бедной, богатой, достаточной, света (много, мало, достаточно, температуры (низкой, высокой, достаточной, а также картинки с изображением животных Севера (тундры, тайги, пустыни, джунглей.
1-й вариант игры
Ход игры : на столах перед каждым ребенком разложены карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов с условными изображениями воды, почвы, света, температуры, а также картинки с изображениями животных.
Воспитатель показывает детям картинку с белочкой и говорит, что она убежала из родного дома, заблудилась и не знает, куда ей возвращаться. Нужно помочь зверьку добраться до дома. Но для этого надо знать, где он живет; описать это место: много ли там воды, света, тепла, богатая ли почва? Дети должны подобрать карточку, соответствующую условиям жизни белочки, и поместить ее туда.
Воспитатель показывает детям верблюда и рассказывает его историю: решил верблюд посмотреть мир и поехал на Север, но оказалось, что там долгая ночь, холодно, нет колючек, которыми он питается, и захотелось ему домой вернуться. Верблюд просит помочь отыскать место, где он живет. Дети находят карточку желтого цвета, обозначающую пустыню и условия жизни там (высокая температура, мало воды, много света, бедная почва). Объяснив приспособленность животного к жизни в этих условиях, помещают верблюда на место.
Далее показываются животные: тюлень, обезьяна, слон которые тоже заблудились и просят помочь найти свой дом. Дети находят карточки белого и салатового цветов с изображением условий жизни в этих природных зонах и размещают северного оленя на белой карточке. А обезьяну — на салатовой. Объясняют свой выбор.
«Потерявшиеся» звери радуются, что нашли свой дом. А дети делают вывод, что все животные приспособлены к жизни только в определенной природной зоне.
Воспитатель может активизировать деятельность ребят, разместив белого медведя на карточке желтого цвета. Дети сразу замечают, что этого не может быть. У белого медведя теплый мех и толстый слой жира. Он не может жить в пустыне, ему там слишком жарко, и он может погибнуть. Белый медведь сможет жить только на Севере.
Иногда дети так увлекаются игрой, что сами начинают предлагать новых «потерявшихся» животных, чтобы найти им дом. Воспитатель всегда приветствует такой интерес и помогает малышам.
Игра требует определенных знаний о природных зонах, условиях жизни в них и обычно вызывает большой интерес.
2-й вариант игры
На столах у детей те же карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов и набор картинок с изображением животных — обитателей разных природных зон.
Ход игры : воспитатель просит детей выбрать из набора нескольких животных и разместить каждого на той карточке, где оно сможет жить, где есть условия для его обитания. Дети выполняют задания, объясняя свой выбор. Например, на карточке белого цвета окажутся: белый медведь, тюлень, морж; на карточке желтого цвета — гадюка, черепаха, верблюд, ящерица; на карточке салатового цвета — обезьяна, леопард.
Воспитателю можно, как и в первом варианте, на карточку белого цвета поместить, к примеру, джейрана, сайгака. Дети тут же замечают, что это животные пустыни и они не могут жить в условиях Севера.
На протяжении всей игры поддерживается интерес ребят к поискам дома для животных. Обычно большинство воспитанников быстро и охотно справляются с заданиями, а тем, кто затрудняется, оказывают помощь другие дети совместно с воспитателем.
Дидактическая игра «Волшебное ведро»
(Для детей 6 - 7 лет.)
Цель: обучать детей осознанному, правильному, плавному чтению вслух отдельных слогов, типа «MA», «CA» и т. п.
Материал: детские ведра синего и зеленого цветов (для получения мягкого или твердого согласного звука) с наклеенной на каждое буквой, обозначающей согласный звук; колбочки от «киндер-сюрприза» с наклеенными на них буквами, обозначающими гласные звуки.
Ход игры : ребенок берет колбочку с буквой «а», поет этот звук и бросает в ведро с согласной буквой «м», четко произнося звук «м». Складывание слога здесь происходит от гласного к согласному звуку. Время нахождения колбочки с гласным звуком в руке ребенка ассоциируется с протяженностью гласного звука, а момент удара колбочки о дно ведра — с отрывистым, коротким произношением согласного звука, соответствующего букве на стенке ведра.
В ходе игры может возникнуть ситуация, когда ребенок, опуская колбочку с гласным звуком в ведро, согласный произносит, не отрывисто и четко, а протягивает («мэ», «нэ»). Важно обратить внимание на эту ошибку и поправить говорящего.
Эта игра нравится детям. Она дает им возможность подвигаться, вызывает дух соперничества («А у меня «а»! А у меня «у») и сопереживания.
Результатом игры является выработка плавного, слитного прочтения слога, когда ребенок, видя буквенную запись слога, читает не по буквам, отрывисто («а-м», а слитно и плавно («аам»).
Дидактическая игра «Разведчики»
(Для детей 5-7 лет; в игре могут участвовать от 2 до 5 человек.)
Цель: учить детей анализировать контурную схему.
Материал: 5 карт размером 25x30 см со схематическим изображением предметов. Вырезанные из картона фигурки парашютистов — 5 штук. Комплект деталей из строительного набора — к каждой карте.
1-я карта. Схема: 1 арка, 1 брусок (маленький, 1 кубик, 2 треугольные призмы, 1 брусок (средний). 2-я карта. Схема: 9 маленьких брусков, 1 кирпичик, 2 треугольные призмы.
3-я карта. Схема: 1 брусок (большой, 1 кирпичик, 2 треугольные призмы, конус.
4-я карта. Схема: 1 брусок большой, 2 кирпичика, 4 бруска (средних, 2 треугольные призмы.
5-я карта. Схема: 3 кубика, 2 арки, 3 маленьких бруска, 2 средних бруска, 2 треугольные призмы.
Ход игры : воспитатель закрепляет на доске фигурки парашютистов. Контурные схемы и наборы строительных деталей к ним разложены на столах. Воспитатель сообщает детям, что парашютисты — разведчики. Они получили задание приземлиться в чужом городе. Каждый должен оказаться в заданном пункте и разгадать, что представляют собой «секретные» фигуры.
Ребята выбирают себе на доске одного из парашютистов и находят на столах соответствующую его номеру схему. Затем складывают из приложенных к карте деталей постройку.
Может возникнуть ситуация, когда дети собирают постройку, не соответствующую образцу на схеме. Тогда воспитатель должен помочь ребенку, «примерив» к постройке схему, для того чтобы маленький строитель заметил несоответствие. Или предложить малышу трафарет и сначала наметить все детали на схеме карандашом, а затем из намеченных деталей собрать постройку. Игра проводится как соревнование: побеждает тот, кто первым правильно сложит фигуру.
Дидактическая игра «Ищем клад»
(Для детей 5-6 лет, не более 8-10 человек)
Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.
Материал: маленькие куколки-человечки (можно из набора «ЛЕГО», карта-план своего микрорайона для каждого из играющих детей, наборы цветных карандашей.
1-й вариант игры : выполнение задания основано на совместном творчестве взрослого и детей. Перед каждым ребенком лежит план микрорайона. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в поисках клада. Далее создается сказочная ситуация: Незнайка получил конверт с письмом, в котором сказано, что в нашем микрорайоне зарыт клад, и указано место, где его можно отыскать (у аптеки — справа). Но до этого места нужно дойти, выполняя все задания:
1. Выяснить названия основных улиц.
2. Определить ориентиры (аптека, поликлиника, почта, метро, магазин и т. д.); найти их на плане.
Теперь ребята «превращаются» в маленьких куколок-человечков, которые смогут гулять по улицам (на плане). Отправляются на прогулку из детского сада. Воспитатель сопровождает свой рассказ употреблением предлогов за, перед, между, вправо, влево (до указанного места).
В следующий раз, играя в искателей клада, ребенок сам может описать свой путь от детского сада до нужного места, употребляя в своей речи соответствующие предлоги.
2-й вариант игры : путь к кладу можно указывать, прокладывая себе дорогу и с помощью цветных карандашей, рисуя направления от точки отсчета, которой является сам ребенок, к месту, где зарыт клад.
Заслуживают поощрения те ребята, чьи куколки первыми дойдут до места расположения объекта (клада) или нарисуют путь к нему. Освоившие игру стремятся уже сами «прятать клад», то есть обозначать место, где зарыт клад. Так что ребенку очень понравится, если взрослый поменяется с ним ролями.
Дидактическая игра «Магазин одежды»
(Для детей 3 лет.)
Цель: научить детей ориентироваться в основных цветах спектра и оттенках, развивать познавательный интерес, воспитывать навыки совместного сотрудничества.
Материал: картонные куклы, бумажная одежда разных цветов и оттенков.
Ход игры : каждому ребенку дают по картонной кукле и предлагают принять участие в создании кукольного гардероба. Для этого отправляют детей в «магазин» и просят выбрать для своей куклы одежду или вещи определенного цвета. Например, одному ребенку — одежду красного цвета, другому — синего и т. д.
Можно усложнить игру, включив в комплекты одежды разные оттенки одного цвета (точные названия оттенков малышу знать необязательно, достаточно пользоваться словами: светлый, темный и т. п.).
И это еще не все! Начните играть — и у вас появятся свои правила и свои секреты.