Елена Иванова
Проект «Дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Зинаида Гиппиус
Паспорт группы:
Тип проекта : практико-ориентированный.
По числу детей – групповой.
По продолжительности – краткосрочный 05.10.2016-27.10.2016 (21 дней)
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.
Актуальность:
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Публикация «Проект „Дидактические игры“» размещена в разделах
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Цель:
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи:
Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
В ходе проекта была создана картотека дидактических игр :
Д\и «Найди ошибку», Д\и «Кто больше вспомнит», Во саду ли, в огороде», Д\и «Чудесный мешочек», Д\и «Узнай и назови», Д\и «Четвертый лишний», Д\и «Игра в слова», Д\и «Воздух, земля, вода», Д\и «Кому что нужно», Д\и «Узнай чей лист», Д\и «Две корзины», Д\и «Кто что любит», Д\и «Где я живу», Д\и «Когда это бывает», Д\и «Да или нет», Д\и «Что было до…», Д\и «Что сначала, что потом», Пазлы «Посуда», «Мебель».
Д\и «Где что можно делать», Д\и «Путешествие», Д\и «Кто больше вспомнит», «Будь внимательным», Д\и «Транспорт», Д\и «Угадай, на чем повезешь», Д\и «Правильно-неправильно», Д\и «Пешеходы и транспорт», Д\и «Знай и выполняй правила движения», Д\и «Дорожные знаки», Д\и «Правила поведения», Д\и «Собери светофор», Д\и «Говорящие дорожные знаки», Д\и «Добрые слова», Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями».
Д/и «Сложи узор», Д/и «Чем похожи, чем отличаются?», Д/и «Спортсмены строятся», Д/и «Какая фигура следующая?», Д/и «Сравни»,. Д/и «Найди ошибку», Д/и «Когда это бывает?», Д/и «Когда ты это делаешь?», Д/и «Где что лежит?», Д/и «Найди пару», Д/и «Где какие фигуры?», Д/и «Что изменилось?», Д/и «Сходства-отличия», Д/и «Пройди к домику», Д/и Не ошибись».
Д/и «Назови группу одним словом», Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку», Д/и «Устроим кукле комнату», Д/и «Похвалялись звери», Д/и «Чудесный мешочек», Д/и «Узнай по описанию», Д/и «Чего не стало?», Д/и «Что изменилось?», Д/и «Назови правильно», Д/и «Оденем куклу на прогулку», Д/и «Назови ласково», Д/и «Назови части предметов», Д/и «Олины помощники», Д/и «Необычная песенка», Д/и «Эхо», Д/и «Почтальон принес открытку».
Д/и «Я начну, а ты закончи», Д/и «Повтори за мной», Д/и «Быстрый язычок», Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?», Д/и «Придумай сам», Д/и «Из какой мы сказки».
Д/и «На что это похоже», Д/и «Волшебная краска», Д/и «Собери букет», Д/и «Раскрась по образцу», Д/и «Большие-маленькие», Д/и «Дорисуй», Д/и «Чего не хватает?».
Д/и «Музыканты», Д/и «Угадай инструмент», Д/и «Кто быстрее», Д/и «Делай как я», Д/и «Учись танцевать», Д/и «Музыкальные загадки».
Игры, используемые в проекте :
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей составлять бусы в определенной последовательности (красный, красный синий, т. д.).
Можно: вырезать кружочки из цветной бумаги и выкладывать их на карточки с пустыми кружочками, или в крышках просверлить дырочки и нанизывать их на веревочки, (или купить в магазине); сделали образец, на карточке кукла держит бусы).
Дидактическая игра «Собери цветок»
Цель: формирование у детей знаний и представлений о многообразии цветочного мира.
Задачи:
Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания;
Закреплять знания цвета и оттенков;
Воспитывать у детей бережное отношение к цветам, развивать любознательность, активность, логическое мышление.
Первый вариант игры (упрощённый) – детям раздаются большие карточки, а маленькие перемешиваются и лежат посередине стола. Каждому ребёнку предлагается собрать свой цветок. Можно играть по типу «Кто первый соберёт»
Второй вариант – по окраске карточек, участники игры подбирают по 6 лепестков и составляют из них свой цветок. Все лепестки перемешиваются цветом вниз – их берут по очереди. Если цвет лепестка не подходит, его кладут обратно на стол, под низ других лепестков. Выигрывает тот, кто первым соберёт на карточке цветок, когда дети сложили цветы, можно предложить вспомнить, какие они знают цветы такого же цвета; рассказать, где они растут (лес, сад, поле).
Дидактическая игра «Собери светофор»
Цель: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета.
Задачи: Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.
Материал: макет светофора из черного картона, красные, желтые, зеленые круги вырезанные из картона.
Дидактические игры : «Собери открытку», «Собери свой город»
Цель: Развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Для изготовления этой дидактической игры понадобится :
- старые, ненужные кубики;
- красочные открытки в разной цветовой гамме или открытки о городе;
- скотч;
- ножницы.
Дидактическая игра «Собери портрет»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под.
В эту игру можно по-разному играть. Также можно предложить детям собрать портрет мужчины или женщины, собрать любую эмоцию, потом предложить показать ее самому. В эту игру можно по-разному играть.
Дидактическая игра «Собери посуду»
Задачи: Учить детей собирать целое из частей. Закрепить цифры с 1 до 10. Закрепить обобщающие слово: "Посуда". Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, дружеские отношения между детьми.
Материал: Картинки с изображением посуды (горшок, ножик, ложка, кувшин со стаканом, сковорода и другие) Каждая картинка разрезана на несколько частей. На каждую часть приклеена цифра.
Ход игры : Дети сидят за столом. В центре стола коробка с картинками, разрезанными на части. Детям дают задание: "Собери тарелку", "Собери чашку" и тому подобное. Нужно собрать картинку по цифрам (в возрастающем или убывающем порядке, назвать цифры и что получилось.
Дидактическая игра «Собери подарок»
Цель: развитие конструктивных способностей.
Материалы: понадобится упаковка белого картона и бумага с различными поздравительными надписями. Такая бумага есть в любом магазине канцтоваров (бумагу используют для изготовления поздравительных конвертов). Приклеиваем её на основу, картон (основа должна быть квадратной, прямоугольной).
Затем расчерчиваем линии и разрезаем по ним. Для прочности каждый элемент заламинировать.
Дидактическая игра по ПДД «Собери знак»
Цель: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, расширение представлений детей о дорожных знаках.
Задачи: Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Для ее создания понадобятся: кубики, клей, цветное изображение, выбранных вами дорожных знаков, ножницы. Разрезаем изображение дорожного знака под размер граней кубика и приклеиваем.
Ход игры:
Игра проводится в подгруппе по 4 – 6 человек. Ребенку предлагается один дорожный знак, разрезанный на 2-4 части (2 части для ребенка 3 лет, 4 части для ребенка 5 лет). Предлагается собрать знак их частей и назвать его.
Дидактические игры по сенсорике :
Д\и «Угадай овощ и фрукт на вкус»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Дидактическая игра "Собери целое из частей"
Цель: научить ребенка видеть целостный образ по его отдельным частям, игра развивает внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Подвижно-дидактическая игра «Раз, два, три к березе беги, …» Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить названия деревьев.
Решение поставленных задач с детьми:
Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
Проблемные ситуации для закрепления правил игры. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных и обучающих задач.
Организация выставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
Наглядная информация «Роль развивающих игр для детей 4-5 лет», «Игры которые можно провести дома», «Дидактические игры на прогулке», «Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию».
Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!».
Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
Результат:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
Итог – создание родителями в группе новых игр, активное использование развивающих игр дома.