Елена Платонова
Дидактические игры о солнце
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр.
Дидактическая игра «Солнечная система»
Игра рассчитано на старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В игру входит: Основа и набор карточек-планет, которые прикрепляются
к основе с помощью липучки для ткани.
Цель использования: Закрепление нового материала по теме «Солнечная система», развитие элементарных математических представлений, развитие пространственных представлений, развитие речи, развитие мелкой моторики.
Публикация «Дидактические игры о солнце» размещена в разделах
Задачи раскрываются с помощью игр и упражнений, как фрагментарно непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе:
1. Учить порядковому счету в пределах 10.
2. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи.
3. Отвечать на вопрос «Сколько?», «Который?».
4. Формировать и закреплять пространственные представлений с точки отсчета «от предмета».
5. Формировать и закреплять умения детей определять словом положение между предметами.
6. Развивать память, внимание, логическое мышление.
7. Развивать мелкую моторику рук.
8. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Варианты игр на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от предмета» :
1. «Что изменилось!» Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: планета, которая была наверху (слева, сможет оказаться внизу (справа, и наоборот.
2. «Где будет планета!» Цель:формирование умения занимать определенное пространственное положение планеты по заданному условию.
Варианты игр на восприятие пространственных отношений между предметами:
1. «Что где летит!» Цель: установление пространственных отношений между предметами. «Справа от Земли летит Марс, а слева — Венера, под Солнцем летит Юпитер.
2. «Да-нет». Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала планету, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Эта планета находится справа от Солнца? Между Венерой и Ураном? и т. д.
3. «Солнышко». Цель – формирование умения отражать пространст-венные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположе-ние планет по отношению к Солнцу.
4. «Найди планету».Каждый ребенок загадывает, какую планету он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к пособию, чтобы найти «свою»планету, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, «выше, выше, ещё выше», «левее, чуть-чуть вниз».
Игра «Веселое солнышко»
Основная цель дидактических игр с канцелярскими скрепками:
- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
- формирование сличать и объединять предметы по признаку цвета.
- развитие быстроты мышления.
- воспитывание усидчивость.
Ход игры:
Воспитатель: Наше солнышко потеряло свои лучики. Какого цвета лучи у солнышка?
Давайте поможем солнышку снова ярко засветить.
Дидактическая игра - «Музыкальное солнышко»
Цель: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память, развивать мелкую моторику.
Ход игры:
На столе разложены картинки музыкальных инструментов приклеен-ные к прищепкам. В игре участвуют трое детей, каждому дается солнышко сделанное из компакт – диска, обклеенного самоклеющей бумагой. Лучиками к солнышку служат картинки с музыкальными инструментами. Дети должны собрать свое музыкальное солнышко : Первый ребенок собирает струнные инструменты, второй ударные инструменты и третий духовые инструменты. Кто быстее собирет свое солнышко, тот победитель.
Игра - эксперимент «Солнечный зайчики» (средний и старший возраст)
Цель: учить классифицировать предметы по способности отражать световые лучи, делать умозаключения, закрепление понятия «светоотра-жающий».
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно – какое солнышко сегодня яркое. Что дарит нам солнце?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А еще оно дарит нам своих маленьких друзей – вот послушайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке
Он на стенке, на окошке
Зайчик этот не простой
Он пушистый, золотой
Погляди скорей вокруг
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка.
С. Александрова
Дети: Солнечный зайчик
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много различных предметов.
Подойдите, возьмите их в руки и повернитесь к солнцу. Вы обратили внимание, что не у всех появились солнечные зайчики? Значит не все предметы отражают солнечный свет.
Давайте разделим их на две группы. На стол, где нарисовано солнышко, мы положим светоотражающие предметы. Ребята, вам знакомо это слово «светоотражающий»? Это значит какой?
Дети: Тот который отражает солнечные лучи.
Воспитатель: Давайте повторим : светоотражающий. Какие предметы мы относим к светоотражающим?
Дети называют предметы
Воспитатель: А на второй стол, где нарисована тень, положим предмете неотражающие свет. Какие это предметы?
Вот мы и справились с заданием. А теперь можно поиграть с солнечными зайчиками.
Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»
Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит,
В воздух тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков.
Обращаем внимание детей на огород на окне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут.
Дети: Наклонились к окну.
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Вот интересно, что будет, если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180 0 и время от времени наблюдаем как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему?
Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.
«Дарит солнышко лучи» (младший и средний возраст)
Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.
Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.
Воспитатель собирает детей закличкой:
- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши.
Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод :
Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
Играющие встают на лучи.
Дидактическая игра «Собери солнышко» (средний и старший возраст)
Цель: закрепить обозначения цифр, прямого и обратного счета в пределах 10.
Для игры вам потребуется круг желтого цвета – это солнце. И лучи с цифрами 1-10. В качестве крепежного материала можно использовать липкую ленту (или липучки, которую используют для обуви.
«Каждый лучик солнышка»
Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.
Игра с прищепками «Солнышко лучистое» (младший возраст)
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цветаВоспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое. Дети: Желтое, круглое, теплое. Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг! Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает! Дети: Лучи-ков. Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).
Дидактическая игра «Круги и квадраты»
Воспитатель показывает ребятам перемешанные круги и квадраты. Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко спряталось от нас. Сол-нышко круглое, желтое. Давайте мы сейчас отыщем много солнышек. Дети получают набор из 6 кругов и квадратов и раскладывают их на две кучки (родители помогают)
«Солнышко и дождик»
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня зонтик. Сейчас мы с вами сыграем в игру. Когда я скажу: «Дождик!» бегите ко мне прятаться под зонтик. Когда скажу: «Солнышко!» отправляйтесь гулять. Когда дети сидят под зонтиком можно вместе с детьми проговаривать потешку: Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!
Игры с движениями «Солнышко»
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (быстро сжимают и разжимают кулачки)
Мы колечки соберём
Золочёные возьмём, (делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь) И назад тебе вернём (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, (поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Золотое донышко! (покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло! (прыжки на двух ногах)
Побежал в саду ручей, (бег на месте)Прилетело сто грачей, (взмахи руками, как крыльями)
И сугробы тают, тают, (медленно приседаем)
И цветочки вырастают! (ладошки разводим в стороны в форме цветка)
Игры с тренажёрами «Солнышко»
Задачи: закреплять представления о природном объекте – солнце за-креплять представления о цвете и форме предмета формировать умение выполнять действия с предметами (откручивать и закручивать пробки) развивать речь развивать мелкую моторику.
«Солнечный зайчик»
Задачи: закреплять знания о форме и цвете предметов закреплять умение выполнять действия с предметами (пристёгивать и отстёгивать кнопки и липучки) развивать активную речь развивать мелкую моторику.
«Вышла девочка гулять»
Задачи: формировать умение дифференцировать цвет, форму, размер предметов формировать умение различать пространственное расположение предметов развивать общую и мелкую моторику рук развивать зрительное восприятие.
Имитационные движения:
Светит солнышко вверху,
А цветы растут внизу.
На земле растёт трава,
Рада солнцу детвора.
Вышла девочка гулять,
На полянке поиграть –
К солнцу ручки подняла
И всё небо обняла!
«Чья ракета быстрее долетит до солнца»
Задачи:
Образовательные: формирование у детей представлений о космическом пространстве (космос, звезды, планеты, ракеты, кометы); закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; закрепление умения ориентироваться на игровом поле (красная ракета в нижнем правом углу, оранжевая ракета в нижнем левом углу, зеленая ракета в верхнем правом углу, розовая ракета в верхнем левом углу; ракета поднимается на 2 звездочки вверх или опускается на 3 звездочки вниз).
Развивающая: развивать у детей память, внимание, мышление.
Воспитательная: воспитывать умение выполнять правила игры.
Оборудование: игровое поле с изображением звездного неба, ракеты-оригами, кубик.
Ход игры:
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Перед началом игры распределить между игроками ракеты. Первым ходит игрок, выбросивший на кубике наибольшее количество очков. Поставить ракеты на старт (по углам игрового поля). По очереди бросать кубик и передвигать ракеты по звездным дорожкам по направлению к солнцу по показаниям кубика. Просчитывать ходы вслух. Если ракета останавливается напротив кометы – происходит столкновение с кометой и ракета возвращается на старт. Отсчитывать возвраще-ние ракеты в обратном порядке. Побеждает игрок, чья ракета первая приблизится к солнцу.
Игра «Собери солнышко»
(Дети делятся на две команды, на против каждой команды кладут обруч, у каждого ребенка палочка желтого цвета. Каждый ребенок по очереди подбегает и кладет свою палочку вокруг обруча)
«Лужица и солнышко».
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются вверх.
«Солнышко и льдинка»
. Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки. Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки, подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и превращаются в равнодушных.