Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию мелкой моторики

Богданова Любовь
Дидактические игры по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры по развитию мелкой моторики

Лови шарик

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Публикация «Дидактические игры по развитию мелкой моторики» размещена в разделах

Ход игры

Взрослый кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Мозаики

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.

Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.

Ход игры.

Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.

Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.

Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зеленых, одну красную» и т. д.

Переложи игрушки

Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика, подносы, прозрачные высокие бутылочки.

Речевой материал: делай так, возьми, бросай.

Ход игры

Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.

Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия: «Посмотрите. Делайте так».

При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Для усложнения задания можно использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера, но предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.

Можно предложить ребенку складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.

Поймай рыбку

Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание. Оборудование: игра «Поймай рыбку» : пластмассовые рыбки, аквариум, сачки. Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу, сачок, поймал, помоги

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку например из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так», затем дети действуют сами. Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).Возможен вариант соревнования двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя помогать рукой, ловить надо только удочкой).

Шнуровки

Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре. Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и материалу шнурками) : пуговицы, «сапоги», картинки и т. д. Речевой материал: делайте так, узор, названия изображенных предметов, придумай. Ход игрыВначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).Наконец, можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».

Собери игрушку сам

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления. Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).

Речевой материал: разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.

Ход игрыПедагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» - ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид. Части игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.

Накинь кольцо

Цель: развитие общей и мелкой моторики. Оборудование: кольцеброс. Речевой материал: кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец.

Ход игрыПедагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на палочку». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние - 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м).Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Цветные коврики

Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета. Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные). Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый. Ход игрыВзрослый вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

Шарики

Цели: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета. Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более, приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x 20 см Речевой материал: шарики, веревочки (ленточки, какого цвета?Такой - не такой, красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, подбери, привяжите ленточку.

Ход игры

Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары», после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.

Пирамиды

Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей. Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка. Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет. Ход игрыПедагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.

Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета. Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т. д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4 (см. прил. 2). Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета, покажи, положи тут, названия цветов. Ход игрыПеред детьми (ребенком) кладется образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак. Усложнения: количество цветов увеличивается; сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только цветом, а потом разные предметы разных цветов; самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые образцы: ребенку дается стопка картинок с предметами разного цвета и предлагается разложить так, как он считает нужным;заведомо неправильная классификация - ребенок должен исправить ошибки и разложить верно.

Рис. 2. К игре «Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Гномики

Цели: развивать зрительное восприятие цвета, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: карточки с рисунком (размер 15x18 см, картонные детали этой же карточки, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 5). Речевой материал: названия цветов, гномики, шарик, раскрась, положи такой же, по цвету, какого цвета.

Рис. 5. К игре «Гномики»

Ход игры :1. Детям раздаются карточки с нераскрашенными шариками. «Посмотри, какого цвета костюм у гномика? Раскрась шарик также». Дети называют цвет и раскрашивают в нужный цвет шарики. Затем проверяют все вместе. «Почему шарик зеленый? Потому, что костюм зеленый». Вместо раскрашивания шарика в нужный цвет можно предложить ребенку подобрать шарик по цвету из картонных аналогов. 2. Детям раздаются карточки с заведомо неправильно подобранными шариками (картонные детали накладываются на нераскрашенные шарики). Педагог говорит: «Нужно, чтобы шарики были такого же цвета как костюм. Верно, я разложила? Исправьте ошибки». Дети, находя ошибки, исправляют их, перекладывая шарики в нужное место, или находят ошибки зрительно и указывают (ручкой или пальцем, куда надо переставить шарики, какие шарики поменять местами. 3. Детям раздаются карточки с нераскрашенными гномикам и шариками, к гномикам подставляются цифры. Педагог дает задание: «Раскрась костюм первого гномика желтым цветом, второго.» после этого предлагается раскрасить шарики гномикам: «Какого цвета должен быть шарик пятого гномика? Почему?» Правильность выполнения может быть проверена по готовому раскрашенному образцу педагога. «Посмотри и сравни: у тебя так?»4. Карточка с гномиками используется просто как картинка для раскрашивания. Гномики могут быть пронумерованы. Затем могут задаваться вопросы: «Сколько гномиков ты раскрасил? Какой по цвету второй гномик? Какого цвета шарик у пятого гномика? Почему такой?» Педагог помогает в ответах на вопросы, если дети испытывают затруднения.

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ

Почтовый ящик

Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб. Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т. п., объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран. Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.

Ход игрыПедагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой, не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!» Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.

Дай такой

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков. Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный). Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи. Ход игрыПедагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек, перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок. Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребенок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.

Поиграй-ка

Цели: учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание. Оборудование: картонные карты (6, полностью окрашенные в оранжевый, зеленый, желтый, синий, красный, фиолетовый цвет, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета, карты, имеющие изображение животных на фоне различных геометрических фигур (5, которые необходимо накрыть, соответствующей геометрической формой (5) (треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат). Речевой материал: названия цветов (желтый, зеленый, синий, красный, названия геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, спрячь, назови. Что это? Какой по цвету? В дальнейшем можно включить названия других цветов и форм. Ход игры1. Педагог дает ребенку шесть карт, окрашенных в различные цвета, предлагает внимательно рассмотреть их. Затем дает маленькие квадраты разных цветов и говорит: «Закрой окошко. Спрячь». Ребенок должен соотнести цвет маленького квадрата с цветом карты и аккуратно накрыть животное, спрятать его. После того, как ребенок выполнит задание, педагог проверяет правильность выбора цвета и просит назвать цвет: «Какой по цвету?» Ребенок отвечает либо устно, либо при помощи табличек (по усмотрению педагога). «Желтый (синий, красный, зеленый)»;оранжевый, фиолетовый можно не использовать при назывании. 2. Педагог дает ребенку карты с изображением животных на фоне геометрических фигур, предлагает рассмотреть, обвести форму пальчиком. Затем дает геометрические фигуры из картона одного цвета и размера. Ребенок должен накрыть изображение на карте соответствующей геометрической фигурой. Проверяя правильность выбора фигуры, педагог просит ребенка называть геометрические фигуры: «Назови, что это?»Ребенок отвечает устно или табличками (по усмотрению педагога) : «Это овал» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Волшебные рамки и вкладыши

Цели: совершенствовать умение выделять форму, зрительно соотносить рамку и вкладыш; развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, тактильно-двигательного восприятия. Оборудование: игра «Волшебные рамки вкладыши Монтессори» - 8 рамок, способных скрепляться между собой, 16 вкладышей. И рамки, и вкладыши пластмассовые. На вкладыше для удобства и развития мелкой моторики небольшой выступ, за который можно вставлять и вынимать вкладыш из рамки. Речевой материал: названия геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, рамки, вкладыши, обведи, дорисуй, нарисуй, что изменилось, сделай так, повтори узор, числа в пределах сначала пяти, потом семи-десяти, посчитай, сколько, раскрась фигуру, названия знакомых предметов, что похоже на.? Кто быстрее? Бусы, подбери, сложи. Ход игры. Возможно большое количество вариантов использования игры «Волшебные рамки и вкладыши». Вот несколько вариантов:1. Подбери вкладыши к рамкамПедагог раздает детям рамки и вкладыши и предлагает вначале в какой-либо последовательности скрепить между собой рамки, а затем подобрать к ним соответствующие вкладыши: «Посмотри, сложи, подбери нужную форму». Дети берут по одному вкладышу и ищут подходящую рамку. На начальном этапе возможны пробы, затем ребенок должен уже визуально сразу определять к какой рамке подходит взятый им вкладыш. Знакомые геометрические формы могут быть названы детьми устно или по табличкам (круг, треугольник, квадрат, овал).2. Дай такойПедагог берет себе комплект игры и раздает детям. Затем предлагает детям показать такой же, как у него, вкладыш или рамку, или вкладыш в рамке. Дети внимательно смотрят, показывают такой же и тот, кто быстрее всех покажет такой же, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек. 3. Соедини рамки между собойПедагог берет себе комплект рамок и также раздает рамки детям. Затем предлагает детям создать такую же последовательность соединения рамок, как у него. Дети выполняют либо параллельно с выполнением последовательности педагогом, либо после того, как последовательность уже готова, воссоздают такую же. Педагог может менять как последовательность геометрических фигур на рамках, так и рисунок соединения рамок между собой. 4. Кто быстрееПедагог раздает детям рамки и вкладыши и предлагает поиграть. «Будем играть. Кто первый, кто быстрее, тому приз (значок, фишка, наклейка). Один, два, три!» Собирают дети, соревнуясь друг с другом. Педагог следит за правильным выполнением. Может придумать правила: например, можно брать только по одному вкладышу и только после вложения его в рамку брать следующий. Или вкладывать сразу двумя руками и т. п. Победителю все аплодируют. Таким же образом можно выстраивать определенную последовательность рамок: «Кто быстрее!»5. БусыПедагог предлагает детям нанизывать рамки на шнурок, создавая «бусы». Можно задавать определенную последовательность разными способами: --- педагог показывает рамки одну за другой, ребенок в этой же последовательности нанизывает такие же рамки на шнурок; - педагог выкладывает последовательность, ребенок ее повторяет в своих «бусах»;-педагог выкладывает последовательность, предлагает ребенку ее запомнить, после этого убирает ее, и ребенок по памяти ее воссоздает на «бусах»; -как самый сложный вариант - собирать по табличкам. Педагог предлагает ребенку таблички с названиями геометрических фигур, ребенок, прочитывая их, создает эту последовательность в «бусах».

6. Узнай фигуру на ошупъПедагог кладет рамки под салфетку (за экран, ширму, в мешочек). Затем предлагает ребенку ощупать одну из рамок и определить какая фигура на ней. Ребенок внимательно ощупывает, не подглядывая, и отвечает, показывая такую же рамку из лежащих на столе открыто, или вкладыш для этой рамки, выбрав его среди других вкладышей, или показывая табличку с названием этой фигуры (по усмотрению педагога). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает набравший большее число фишек, ему вручают приз - наклейку (значок, книжку и т. п.).

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук «Покорми петушка, белочку, котика, мышку» своими рукамиДидактические игры для развития мелкой моторики рук «Покорми петушка, белочку, котика, мышку» своими руками Дидактические игры играют весомую роль в обучающем процессе детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети уже более активно.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностейДидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностей Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новыми играми которые я сделала для своих ребятишек. Они связанные с зимней.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Дидактические игры с прищепками для развития мелкой моторики пальцев рукДидактические игры с прищепками для развития мелкой моторики пальцев рук Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальцев рук. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Фотоотчёт «Дидактические игры для мелкой моторики рук от наших родителей»Фотоотчёт «Дидактические игры для мелкой моторики рук от наших родителей» В первую очередь нужно сказать, что развитие мелкой моторики у детей – это очень длительный беспрерывный процесс, в ходе которого наши дети.

Дидактические игры с крышечками для развития мелкой моторикиДидактические игры с крышечками для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики у детей является одной из главных задач. Этот навык очень важен в становлении личности ребенка. Чем старше становится.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривациейДидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривацией Работа по развитию мелкой моторики рук у детей со слуховой депривацией имеет большое значение и напрямую определяет их качество жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию мелкой моторики
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 18:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Любовь (УИ 2872486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД